JA slide show

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Из серии «Зовущие тропы Урал-батыра»

ПО НУГУШУ  В ГОСТИ К ПЧЕЛЕ «БУРЗЯНКЕ»

1. Направление маршрута: Уфа – Стерлитамак – с. Макарово – вдп.Кук-Караук – д.Кулгунино-д. Бретяк – д. Галиакберово – место д.Кашеля – рад. Выход к вдп. Куперля - вдх. Нугушское.

2. Направление маршрута: Уфа – с. Булгаково – поворот на с. Архангельское – п. Инзер – АЗС - поворот на Серменево – с. Кага – за мостом прямо на с. Верхний.Авзян – д.Бретяк. Далее по первому варианту маршрута.

Продолжительность 8—10 дней.

Категория сложности вторая весной (байдарка, каяк) и первая летом.

Экскурсионные объекты: пещ. Салавата. Водопады Кук-Караук и Куперля. Карстовый мост Куперля. Заглушенная сверхглубинная буровая вышка в д. Кулгунино. Краеведческий музей деятелям искусств А.Мубарякову и З.Исмагилову в с. Серменево.  Святой источник и храм в с. Кага. Заповедник Шульган-таш, бортевое пчеловодство и пчела «бурзянка». Каньон-урочище «Пятилистник». 

Бездорожья в республике становится все меньше и меньше. Радоваться бы этому, но в, тоже время эта «цивилизация», - палка о двух концах, даже для местных жителей. Вроде бы им открываются пути для постоянного общения с окружающим миром. Возможностью привлечь к своей, недавно бывшей «глухомани», гостей-туристов. Показать им то, чем они богаты, удивить «пришельцев» тем, что испокон веков хранится у них для их житейской радости, а приезжим - на всеобщее удивление и восхищение их «лесной» самобытности. Не потому ли стремятся истинные любители природы, знатоки и ценители старины глубокой в этакую «глухомань»? Радоваться бы всем надо, однако…

Неуемное потребительское отношение приезжающих к некогда девственной природой,  зачастую приводит к тому, что она сама уже не в силах справиться с «отметинами» пришедшей к ней  «цивилизации». На ее, совсем недавно непорочном лике оставляют они на «память» бензиновые пятна, долго не зарастающие проплешины костров, неожиданное безмолвие из-за убегающих и улетающих в лесную глушь зверей и птиц. А причина такого вольного обращения с природой проста – отсутствие экологической и природоохранительной грамотности таких «любителей» природы. К счастью таковых значительно меньше, чем тех, кто пришел под ее сень с чистыми помыслами познания ранее неведомого им мира. С сердцем, открытым для общения и восприятия окружающей их встреченной действительности.

В зимнюю стужу, когда за окном вьюга пуржит и ты, предвкушая возможность обилия снега, а значит встречи с большой полой водой на реках, томишься в ожидании весны. В ожидании предвкушения встречи с рекой, о которой много слышал, но не видел воочию ее красот. Еще не знаешь ее «ершистого» характера с бушующими порогами и торчащими оскалами камней, свалившихся с береговых круч острозубо торчащих на перекатах и шиверах. Вот тогда, испытывая под ложечкой щемящее чувство необходимости встречи с выбранной рекой и начинаешь всерьез беспокоиться и готовиться к предстоящим испытаниям, к предстоящим встречам с неведомым.                                    По реке Нугуш стали сплавляться лишь сначала семидесятых годов. Помнится, как за моим туристским отчетом об этой реке чуть ли не вставали в очередь – он был первым и единственным в городском  уфимском турклубе «Орион». Сейчас – другое дело. Набери в поисковике слово «Нугуш» и, пожалуйста – отчетов, пруд пруди. Есть среди них толковые, грамотные, написанные профессионально. Тем не менее, большинство из них охватывает лишь спортивную сторону маршрута, едва касаясь, пожалуй, самого интересного, спрятанного не в глубинах омутов и перекатов, а в глубине исторических событий, глубине этноса коренных жителей.

Предложенный  маршрут по реке Большой Нугуш, с радостью встретит и одарит всех своей первозданностью. Познакомит с растительным и животным миром Национального парка «Башкирия» и заповедника «Шульган-таш», сохранившим для людей удивительное творение природы - бортевую пчелу «бурзянку», живущую в местных лесах уже более 500 лет.

Мед любят все. Его подают к чаю или едят просто так, густо намазывая или обмакивая в пиалу краюху свежеиспеченного хлеба и запивая его студеной родниковой водой. Пьют с чаем с тонким ароматом  целебных лесных или луговых трав  забеленных парным молоком.

В царство меда, через дебри бурзянских лесов, до сих пор считающихся «медвежьим углом», и совершим мы с вами это увлекательное путешествие.Славу башкирскому меду дала пчела-бурзянка, родившаяся и жи­вущая здесь, в сплетении южноуральских хребтов, уже много веков. Это великая труженица. Вдумайтесь, чтобы собрать одну чай­ную ложку меда ей необходимо облететь более 50 тысяч цве­тов и каждому из них поклониться, поблагодарить его за взятый живительный нектар. Особенно славится башкирский липовый мед. Он и согреет, и недуг вылечит, а едешь к друзьям — это гостинец, которому все рады. Липы у нас много — треть всех насаждений не только России, но и бывшего Советского Союза. Поэтому наш липовый мед, издавна стал «визитной» карточкой Башкортостана.

В царство меда, через дебри бурзянских лесов, до сих пор счи­тающихся «медвежьим углом», и совершим мы с вами это увлекательное путешествие.

Я, недаром, начал повествование с дорог с открывающимися возможностями доставки группы к началу маршрута. В это трудно поверить, но асфальтированное полотно, пересекающее хребты Южного Урала с запада на восток, из Уфы к городу Белорецку, пожалуй, является одним из самых ухоженных в РБ в любое время года. Поэтому отправной точкой нашего путешествия к началу маршрута деревеньке Бретяк, возьмем перекресток автодорог трассы Уфа-Белорецк, что у села Серменево. Его не «проскочишь». Здесь удобная АЗС, мобильная ашхана, небольшой автомагазин. Отсюда до деревни Бретяк путь не так далек.

До нее можно добраться и со стороны городов Стерлитмак и Ишимбай. Но путь этот значительно сложнее, горы круче, хотя расстояние несколько короче. Идет он по старому тракту Стерлитамак-Белорецк. Проходит через села Петровское, Макарово, Кулгунино и Ново-Сеитово. До Макарово дорога асфальтированная, до Кулгунино, можно добраться даже в дождь, а дальше следует тот путь, который ранее был доступен лишь тем, кто имел шоферский опыт не менее пяти лет: колдобины, скальные кручи и отвесы пропастей – то слева, то справа от дороги. В сухую погоду по ней можно проехать даже на «Газели»: все же за дорогой присматривают. Но, мы советуем воспользоваться Белорецким трактом – он всепогодный. По нему немного дальше, но значительно надежней. Бензина потребуется столько же, что и следуя из Стерлитамака, так как тягуны подъемов по новому Белорецкому тракту положе, а средняя скорость значительно больше.

Сам маршрут начинается от Бретякского моста, расположенного в полукилометре от деревни Бретяк, стоящей на одноименной речке - левом притоке реки Большой Нугуш. Или же чуть дальше, с поляны. Для этого надо проехать через мост, а затем повернуть налево и немного проехать по  дороге, идущей к реке Нугуш от д. Ново-Сеитово, что стоит на склонах хребта Баштин.

Хребет Баштин расположен между реками Зилим и Большой Нугуш к Югу от хребта Зильмердак. Необычное название этого хребта. В башкирском языке слово баш  означает «голова», «вершина», а слово тин – «копейка». Один из местных жителей так и перевел это название: «Голова-копейка», но тут, же добавил с недоумением: «Не клеится!».

Действительно, толкование очень странное и похоже на народную этимологию. В этой связи любопытно, что В. Н. Татищев (XVIII в.) приводит это название в форме Бештынь, и что у некоторых местных жителей оно записано с иной огласовкой в первом слоге - Бештин, Биштин. Неустойчивость звуков свидетельствует о забвении первоначального его смысла. Поэтому возможно, что первоначально название хребта звучало, как Биштин, то есть «Пять копеек».

В «Словаре топонимов Башкирской АССР» упоминается местность Биштин, расположенная в Благовещенском районе (ниже Уфы по течению реки Белой). Она, по преданию, была продана за пять копеек. Аналогичное название: поле Биштин яланы, есть в Учалинском районе. Может быть, и  местность Баштин в свое время был кем-то  приобретен за эту мизерную цену? 

Автомобильный путь к началу маршрута, считая от  Серменевского перекрестка, лежит через населенные пункты: Азнагулово, Узян, Кагарманово, Кага и Верхний Авзян. Следует обратить внимание на указатели дорог. Особенно на поворот направо после Серменевского поворота (см. указатель Ст.Субханкулово) и по окончании Кагинского пруда. От него нужно двигаться прямо. (развилка дорог Ст.Субханкулово - В.Авзян). Дорога хорошая. Путь из Уфы до Бретяка на автобусе занимает порядка 5-6 часов, на «Газели» чуть меньше.

В Башкирии много рек. Некоторые из них доста­точно обжиты туристами, а Большой Нугуш до сих пор манит суровой красотой и труднодоступностью. Берет свое начало у подножья хребта Юрматау, на восточном склоне горы Лиственной, в  7 км к востоку от д. Кукашки Белорецкого района РБ. Питается за счет атмосферных осадков. Общая протяженность реки 235 км, из которых нам предстоит проплыть добрую половину. Большой Нугуш — правый приток реки Белой. Впадает в нее возле города Мелеуза. Многие километры несет он свои воды среди горбоносых увалов, то тихий и умиротво­ренный, то бурный и злой. По весне с рекой шутки плохи. Вспененные валы того и гляди, перевернут резиновые лодки. На рафтах и катамаранах проще – они «утюжат»  гребни волн, подминают их под себя, не дают им захлестнуть судно.

На своем пути Б. Нугуш принимает 24 речки, 36 ручь­ев и более 20 ключей. Главными притоками ее являются реки Бретяк, Мал. Нугуш, Кужа, Урюк, Тор. Долина реки v-образная, шириной до 500-600 м. Склоны речной долины в основном крутые и достигают высоты 300-400 м. Пойма двусторонняя, умеренно пересеченная. Русло реки извилистое. Ниже деревни Кашеля, вблизи которой начинается вход в красивейший среди всех башкирских рек каньон, ее извилины-меандры почти сходятся друг с другом. Стоит здесь остановиться, взойти наверх и подивиться открывающемуся простору. Сверху открывается панорама сразу в двух направлениях: на те, места, что вы только что проплыли и те, куда вам предстоит плыть. Эти меандры четко указаны на прилагаемой карте. Русло реки на маршруте довольно узкое. Ширина его составляет от 15 до 50-60м. Островов встречается мало. Они преимущественно галечно-песчанные. Места для стоянок ограничены. Наиболее приемлемые  из них указаны в прилагаемой лоции.

 Вскрывается река обычно во второй декаде апреля. Ледоход длится 4—6 дней. Порою в вер­ховье образуются ледяные заторы. Через 3—8 дней после ледохода наступают максимальные уровни половодья, которые длятся до 25 дней. В это время река представляет собой не шуточную угрозу неопытным туристам. Вспененные валы перекатов и шивер, рев двух порогов (о них речь пойдет отдельно), теснина каньона, порою не дающая ни

ДОЛИНА РЕКИ НУГУШ

ДОЛИНА РЕКИ НУГУШ

малейшей возможности причалиться к берегу, сплошная «ненаселенка» и ряд других трудностей – «прелести» с которыми обязательно встретитесь. Летом Нугуш мелеет и усмиряет свой строптивый норов. Скорости течения разные. От 0,55 м/с в меженный, т.е. летний период, и 7—10 км/час весной. Средние глубины так же разные. В по­ловодье достигают 1,66 м в начале маршрута и 2,72 м  перед Нугушским водохранилищем. Летом глу­бины перекатов падают, не превышая 0,15—0,20 м, а потому  часто требуется ручная проводка судов.

Нугуш типично горная река. Проте­кает в долине с отвесно обрывающимися в воду скальными стенами, достигающими высоты более 100 метров. Дно реки покрыто галечными отложениями и скаль­ными обломками, создающими весной шиверы со стоя­чими валами. Мощные при­жимы к скальным стенам и упавшим в воду деревьям требуют для их прохождения не столько физической силы, сколько техники и так­тики. Плесов и пляжей немного. В начале маршрута, почти ежегодно, речное русло перегораживают упавшие в воду деревья. Иногда такие заломы можно преодолеть ручной проводкой судов, но часто приходится прорубаться, создавая тем самым себе  путь топором и пилой. О дровах заботиться не приходится. Воду для приготовления пищи можно брать не только из многочисленных ручьев и ключей, но и непосредственно из реки, т.к. деревень на маршруте практически нет. Летом, в годы большого подъема воды (весеннее половодье) на пойменных террасах, выбранных для ночлега, практически отсутствуют мыши, а в лесу комары. В засушливые годы продукты от мышей следует хранить в контейнерах или же, подвязывая их к веревке, натянутой меж деревьями или, как показывает наша многолетняя практика, убрать для их хранения в прорезиненные мешки.

Самым плодовитым животным из известных млекопитающих считают мышь-полевку. Ее половая зрелость – 25 дней, потомство (6-8 мышат) способна приносить 17 раз в год. Надо знать, что у нас в республике возможно заболеть, так называемой «мышиной лихорадкой». Поэтому обязательной профилактикой от этой болезни служат чистые руки! Особое внимание обратите на это элементарное «средство защиты» своих детей.   В такие годы вполне возможна встреча с полчищами комаров и слепней.

Сход с маршрута возможен от д. Галиакберово в сторону села Старо-Субханкулово (Бурзяна), а в случае крайней необходимости, от места бывшей д. Кашеля. Но здесь придется выбираться пешком по грунтовой дороге, идущей в сторону д. Кулгунино, расположенной на старом тракте: Стерлитамак-Белорецк.

После длительной дороги не стоит спешить, отправляясь сразу на сплав, а неспеша подготовиться к нему, устроив себе, ночлег на правом берегу, проплыв чуть более километра вниз по течению от моста к поляне с дорогой ведущей к д. Ново-Сеитово.

Вот и первый рассвет, первый восход солнца, который разгорается, буйно пылая, а затем медленно растворяется в просыпающейся небесной сини. Потихоньку начинает набирать упругую силу ветерок-утренник. Он ласково развеивает с вершин прибрежных кустов и невысоких плакучих ив легкий покров поднимающегося от реки тумана. Чуть погодя, солнце выкатилось над стеной леса своим красным кругом и стало быстро отрываться от нее, ежеминутно желтея и накаляясь.

Животный мир маршрута весьма многообразен, а значит, интересен и познавателен.  Вот и нам выпало счастье своими глазами в «лесу-чудодея» увидеть одного из его представителей – красавца лося. 

Могучий лось, увенчанный «новой» роскошной короной рогов вышел к реке. Он был внушительным и красивым. Ему было хорошо в утренней прохладе речной воды. Люди давно подметили, что у лося плохая терморегуляция, и он плохо переносит летний зной. Потому и не встретишь лесного гиганта на юге, а в степи, и подавно. Они для своего места жительства выбирают лесную прохладу, где и живут благостно. Лося часто можно встретить и здесь,  у реки. Он там не только утоляет жажду, но и принимает «ванну», выбирая удобное место для лежки, а затем погружаясь в речную прохладу по самые глаза и ноздри. И сейчас, ранним июньским утром к водопою вышел лось. Вначале было не ясно, что он там делает: Его глубоко опущенная в воду голова, периодически делала в ней какие-то маятниковые движения. Временами лось поднимал ее из воды и громко фыркал. Тогда глухой звук эхом отдавался в речной долине. Приглядевшись внимательней, я увидел длинную ленту, которая тянулась от его морды вниз по течению. В этот миг лось как бы подкидывал что - то вверх, а потом опускал рогатую голову к воде, то заново поднимал ее и замолкал. И тогда в утренней тишине были ясно слышны звуки падающих водяных струй, стекавших с его длинной зеленой «бороды» - лось завтракал водорослями, сорванными им со дна реки. Трапеза его длилась с полчаса. Затем он вышел из воды и, не торопясь, направился в подступивший к реке  лес. Сырая тропа глухо чавкала в такт его неторопливым удаляющимся шагам.

По воде, отражая его лик, потянулась горячая дорожка переливающегося его блеска. Зеленой яркостью стали загораться купола сосен, скинувшие дрему. Встрепенулись взлохмаченные вихры кустарников и колышущиеся метелки прибрежного тростника. Наступило первое долгожданное утро, за прелестью которого так долго едет горожанин, оставляя за своей спиной повседневные рабочие будни. Вот и предвестник благостного солнечного дня – роса на паутине.

Километ­рах в трех от моста, откуда мы начали путешествие, долина реки расширяется, течение становится ровным. Несложные перекаты следуют один за другим, местами встречаются небольшие шиверки.

На ночлег советуем встать в устье реки Большой Шаик, на левом берегу. Кругом лес, тихий, задумчивый, будто уснувший. Берега реки часто зарастают камышом, из кото­рого с шумом вылетают выводки уток. Дуги меандр не просто крутобокие, а порою, кажутся замкнутыми, как бы поворачивают реку вспять. Солнце светит вкруговую. Значит вскоре, километров через семь- восемь с левого берега откроется скалистое устье основного при­тока Б. Нугуша, его меньшего брата — Малого Нугуша.

Веселый табунок кобылиц на берегу, одинокая пасе­ка с неповторимым запахом вощины и меда, сосны, хороводом обступившие высокие берега, цветущее разно­травье — все предвещаетj о скором появлении деревни Галиакберово, единственной на пути, в которой можно пополнить продукты, отослать телеграмму, а при нужде сойти с маршрута.

КРАЙ ЛЕГЕНД И МЕДОВОЙ СЛАДОСТИ ПЧЕЛЫ «БУРЗЯНКИ»

Сейчас деревню не узнать. Дорога к райцентру селу Старо-Субханкулово, накрепко связала ее с ним. Новая школа, новые дома и другие строения, все говорит о происшедших здесь переменах. В этом, действительно отрезанном былым бездорожьем, «медвежьем углу» месте, есть чему подивиться. По моему глубокому убеждению, эти, поистине заповедные места, без всякой натяжки можно  называть «столицей» башкирского бортевого пчеловодства, сохранившего в себе все, что создавалось веками живущим здесь ее коренными жителями.

  РЕКА НУГУШ. ДЕРЕВНЯ ГАЛИАКБЕРОВО

РЕКА НУГУШ. ДЕРЕВНЯ ГАЛИАКБЕРОВО

Перед деревней, метрах в двухстах не доплывая устья Малого Нугуша, слева вздымаются отвесные известняковые скалы. Отсюда начинается сложный каменистый перекат, а по весне образуется шивера, постепенно переходящая в порог, расположенный вблизи левого берега. Тянется он километра полтора — почти до Галиакберово, изредка прерываясь более спокойными участками. Порог неслож­ный, проходится по сливу.

 Практически от деревни начинается территория Национального парка «Башкирия» с входящим в нее заповедником «Шульган-Таш».

Советуем поближе познакомиться с этим «медвежьим углом», сохранившим свою первозданную прелесть. Поговорить с местными жителями, посмотреть уклад их неторопливой, годами размеренной жизни. Познакомиться с достопримечательностями, которыми так богата округа. Здесь есть что посмотреть.

За околицей верхней части деревни, на запад уходит тропа. Она пересекает вершину  пологого оврага и не­крутым траверсом поднимается по его склону на юг и ведет к развилке дорог.         Вскоре она раздваивается. Одна идет прямо на юг по вы­ровненной части склона, а другая влево, вниз, на юго-восток, в сторону реки. Если идти по ней то встретимся с чудом природы – бортевой сосной. Вот и она, гордо стоящая справа по ходу движения. В ее стволе, метрах в 10—12 от земли, видна узкая щель должеи — специального широкого щелевидного отверстия, через которое выбирают собранный пчелами дикий мед. Должея большая. Ее вертикаль, закрытая  щитком из прутьев, длиною около метра при ширине не более 20 см.

Продолжительность жизни рабочей пчелы зависит от того, когда она появилась на свет божий. Самые «долголетние» появляются на свет осенеью. Они доживают до мая следующего года, а некоторые из них достигают пределеного для пчел возраста – 9 месяцев. Июньские пчелы живут 48 дней, июльские  - всего 20, так и не дождавшись начала золотой осени.

Бортничеством башкиры занимаются издавна. Заключается оно в умелом выборе дерева – сосны или липы, в стволе которых специальным долотом выдалбливается, а затем небольшим, остро отточенным скребком создается  сама борть — искусственное дупло. Иногда к выбранному дереву-исполину прикрепляется за­ранее приготовленная колода с должеей,  аналогичной борти..  Выше должеи на прочной мочальной веревке закрепляется небольшое бревно, которым борть защищается от проказ медведя, решившего отведать медовой сладости. Он, ничего не подозревая, залезает на дерево к борти, видит бревно, весящее и мешающее ему достать из борти мед. Отталкивает его в сторону лапой. Бревно, а оно обычно тяжелое, дубовое, от­ходит в сторону, а затем, качнувшись,  бьет медведя по чему попадя, мешая ему достать лакомство. Тогда медведь вновь отталкивает его, но на этот раз сильнее прежнего и в ответ получает такого тумака, который часто сбивает его с дерева наземь, отбивая всякую охоту к воровству.

С разрешения директора заповедника, полученного нами заранее, подходим к сосне в сопровождении егеря-бортевика. Диаметр сосны на высоте груди более метра. По ее стволу, через каждые пятьдесят-шестьдесят сантиметров вверх идут зарубки, поднимаясь от земли  мет­ров на десять. Заканчиваются они у должеи. Чуть ниже ее красуется древняя просмоленная  тамга — родовой знак в виде круга, означающий принадлежность ее  определенному хозяину.

Пчелы-бурзянки, коренные жительницы этих лесов, живут здесь более 500 лет. Они имеют массу преимуществ перед другими — хорошо переносят суровые зимы, мало прихотливы и устойчивы к различным заболеваниям. Мы засмотрелись на четкую работу егеря. В его движениях чувствовалась уверенность и неторопливость боль­шого мастера. Вот он снимает пару липовых чиляков, перекинутых через седло лошади. Они предназначены  для укладки  собираемого бортевого меда. Закрепляет их за конец длинной скрученной из лыка липовой  веревки и ставит их рядом со стволом сосны. Не торопясь, разжигает дымарь, с заранее приготовленными  в нем гнилушками и берестой для  растопки, привязывает его к другому концу той же веревки. Ставит это дымящееся чудо рядом с приготовленными к подъему чиляками, а затем подходит к сосне, собираясь  подниматься вверх к борти.

Взмах правой руки и широкий, плете­ный из сыромятной кожи ремень змеей обвивает ствол сосны и, словно в цирке, ложится в протянутую ему навстречу левую руку. Егерь начинает готовить надежную ременную петлю-опору для спины. Для этого соединяет  концы ремня, на одном из которых имеется петля. Откидывается на сделанной петле-опоре назад, определяет наиболее удобную ее длину для предстоящей работы там, на верху. Надежно закрепляет созданную конструкцию «крестьянским» узлом, похожим на туристский узел «булинь». Образуется легкая, надежная и удобная опора. Берет веревку с закрепленными на них чиляком и дымарем, крепит их поясу-опоре, снимает обувь и, оставшись в одних шерстяных носках, начинает свое величественное восхождение к борти. Размеренно шага­ет он вверх по глубоким, засмоленным временем зарубкам, сделанным  когда-то первым человеком, нашедшим этого лесного исполина. Одновременно с каждым своим шагом, пе­редвигает, подкидывая вверх, обнимающий сосну и спину ремень.

Вот и борть. Для удобства работы егерь прикреп­ляет взятую с собой легкую, дощатую, специально подогнанную по стволу дерева, под­ставку для ног. Прочно закрепляет ее другой, для этих целей припасенной веревкой, а затем  поднимает с земли дымарь. Аккуратно снимает загораживающей должею легкий щиток, сделанный из тонких ивовых прутьев. Вешает его на сучок, явно оставленный для этой нужды.

Вот и борть. Для удобства работы егерь прикрепляет взятую с собой легкую, дощатую, специально подогнанную по стволу дерева, подставку для ног.

Опускает на лицо защитную сетку-накомарник и начинает работу дымарем, «выкуривая» из борти пчел. Снизу, через разрез должеи, видны овальной формы соты,  созданные лесной труженицей. Пчелы начинают защищать свой дом, кружа роем вокруг работающего егеря. Умелыми действиями дымаря он умиротворяет их. Начинается колдовской сбор сотового меда. Соты срезаются деревянным ножом и укладываются в поднятый чиляк. Когда тот заполняется доверху, то егерь опускает его вниз, на землю. Некоторые, особенно удачные борти, имеют свои имена – как правило, имена своих первых владельцев. Из некоторых, наиболее удачных бортей, бортевики собирают до 3-4 пудов меда. Служат же борти верой и правдой более ста лет.

Пчелы-бурзянки, коренные жительницы этих лесов, живут здесь более 500 лет. Они имеют массу преимуществ перед другими — хорошо переносят суровые зимы, мало при­хотливы и устойчивы к различным заболеваниям. Но их отличает особая злобливость — веками выработанный инстинкт самосохранения, надежная защита от врагов и вредите­лей.

Я снимаю работу егеря на кинопленку, боясь даже стрекотом камеры потревожить окружающую тишину. К сожалению, не все знают, что высокочастотные звуки транзисторных приемников мешают пчелам взлететь, а потому их не следует брать в заповедный лес. Этой пчеле «бурзянке» посвящена легенда, в которой говорится следующее.

Давным-давно жили в одном башкирском ауле три брата. Старший был слепым, средний - хромым, а младший - горбатым. Трудно им жилось, все трое ни хозяйство вести, ни охотой заняться толком не могут. Подошла пора жениться - ни одна девушка даже глянуть на них не желает. В поисках счастья решили братья покинуть родной аул. Вывела их дорога за околицу, в темный лес нырнула. Горбатый идет впереди, слепой держится за его горб, а хромой, приотстав, ковыляет сзади. Через одну гору перевалили, через другую, сбились с пути и очутились в незнакомом месте. Взятые с собой лепешки кончились, есть хочется, а лес становится все черней и глуше, конца ему нет и краю. Кругом следы медвежьи да росомашьи, по веткам куницы да белки скачут, из чащобы сверкают злые глаза рысьи, человечьим духом тут не пахнет, а помирать не хочется. Жалеть уже начали, что ушли из аула. Выбрались на одну лесную поляну, уселись в кружок, стали совет держать, как обратно домой выбраться. Только завели свой невеселый разговор, а продолжить его не могут: летает меж ними пчела с золотым брюшком, громким жужжаньем говорить мешает, сама будто сказать что-то хочет. Переглянулись братья между собой, поднялись с места и пошли за пчелкой в ту сторону, куда она полетела. Идут и думают: зачем они ей могли понадобиться?

Пчелка торопится, хотя и не шибко летит, так как увечные братья едва поспевают за ней. Она останавливается в воздухе, дожидаясь их, нетерпеливо трепещет крылышками и снова устремляется вперед. Вот дошли до вековой липы, на ней высоко от земли чернеет дупло с дикой бортью, а по стволу карабкается медведь, надумал пчел зорить и мед грабить. Поняли братья, что пчелка на помощь их звала. А у них ничего нет, кроме ножа и топора. Тогда хромой с горбатым срубили себе две рогатины, тычут ими мишку в зад. Слепой ножом размахивает и кричит, пугает его страшным голосом. Не выдержал косолапый их дружного натиска, свалился мешком на землю и дал деру.

То-то радости было пчелке с золотым брюшком и ее товаркам. Роем летают они над братьями, но не жалят, отведать меду приглашают. Хромой с горбатым осмотрели липу со всех сторон, слепой руками ощупал - нет на дереве ничьей тамги, значит, борть не имеет хозяина, иначе бы он обязательно оставил на ней  свой родовой знак.

Утолили братья голод таким душистым медом, какого в жизни не едали, запили его вкуснейшей родниковой водой, поблагодарили золотую пчелку за угощение. А она провела крылышками по глазам слепого, проползла по ноге хромого, вонзила кончик жала в спину горбатого. И тотчас прозрел старший брат, перестал хромать средний, расправил плечи и выпрямился младший, словно у него не было горба. Превратились они в красивых и сильных джигитов.

Братья расчистили родник, который уже начал заиливаться. На липу повесили  бревно-толкун, чтобы до борти медведь не добрался. Толкнет косолапый такое бревно, мешающее ему на дерево лезть, а оно, качнувшись маятником, по спине или по загривку стукнет. Чем сильнее примется толкать его рассвирепевший мишка, тем больней будет получать в ответ удары. Решили братья не ставить на бортевой липе родовую тамгу, запрещающую брать мед чужому. Пускай его хозяйкой остается пчелка с золотым брюшком, обладающая волшебным даром исцелять от всех болезней. С ее помощью три брата выбрались из неведомой лесной глуши, вернулись в аул, зажили привольно и безбедно. А та чудесная борть с целебным медом, говорят, существует до сих пор, только отыскать ее очень трудно. И еще говорят, что дорога к ней откроется лишь перед тем, |кто помыслами чист и совершил в жизни не одно доброе дело...

По возвращении в деревню я поинтересовался у егеря, почему он вел нас к борти не прямо через лес, а как бы, плутая по нему?

- Заметил, что ли?  Улыбаясь прищуром глаз, глянул на меня с лошади егерь.

- Конечно. Солнце то слева, то справа, а то в спину нам глядело. Хотя, надо сказать, я уж засомневался: не плутанул ли ты в этой буйной уреме. Егерь засмеялся. Я то, плутанул? А спустя некоторое время, как бы обдумывая свой ответ, промолвил, - исстари у бортевиков повелось не ходить к бортям прямой дорогой. Бывал в мечете?, как бы уходя от своего ответа на мой вопрос глянул с усмешкой он на меня.

- Не один десяток раз. Рядом с главной соборной мечетью жил, у муфтия бывал А какое это имеет значение? Вопросом на вопрос ответил я.

- Видел, как мусульмане молятся аллаху? – продолжал егерь, прокладывая нам тропку в зарослях высоченной крапивы. Видел, как тесно, прижавшись плечами друг к другу они сидят?. А все потому, что бы шайтан между молящимися не проскочил. Так из здесь. Чтобы сбить шайтана с пути и не указать прямой дороги к борти, мы, бортевики и плутаем по лесу. Отводим от борти-кормилицы злых духов и, пришпорив лошадь, устремился вперед, в сторону петушиных голосов в деревне.

При наличии времени и вашего интереса к этой, хранящей предания глухомани, можно совершить увлекательную прогулку на лошадях на гору Масим, которая выделяется среди других гор своими размерами. Высота ее 1040 м, а таких вершин, имеющих высоту более километра, на Южном Урале немногим более 20.

Как пишет известный этнограф С. И. Руденко «на вершине горы Масим-Тау ему приходилось видеть «жертвы, принесенные хозяину-духу горы лицами, на нее поднимавшимися. Жертвами чаще всего были или медные монеты, оловянные или серебряные украшения женских нагрудников, или, наконец, лоскутки материй, навешанные на деревья или привязанные к палке, воткнутой в расщелину между камнями на самой вершине скалы». Именно поэтому главная вершина Масима, очевидно, и названа Кызлар-Таш – «Девичий Камень». Знатоки этих мест единодушно утверждают, что скалы на главной вершине очень красивы. И представляют собой высокие  столбы-останцы сложенные кварцитами розового цвета.

Чтобы без проблем совершить туда экскурсию следует обратиться  к местным жителям, которые за умеренную плату отвезут вас на лошадях на эту гору и доставят обратно. До нее путь не близкий. Потребуется целый день  на дорогу в оба конца. Но это того стоит.

 … Старики говорят, что в недалеком прошлом в тих местах, на обширной поляне, что расположена у подножья  высокой горы, находилась ставка хана Масима – главы всех башкирских родов. По разному отзывались о нем люди. Как говорит предание, он был наделен положительными чертами: «был прославлен среди всех умом своим, справедлив во всем, равно же и богат, пребывал во славе, правил в меру сил. Султанат его обширней многих стран: бор сосновый, горы, зеркала озер, побережье Агидели – ханский стан». Располагался тот стан в междуречье рек Белой и Нугуша. По другим преданиям уж не таким  добрым и справедливым он был, хотя и имел власть над всеми родоначальниками башкирских племен. О его деяниях широко говорится в героическом сказании «Акбузат».

Как пишет писатель Рим Ахмедов: «Масим вместе с Акбулат-бием убили Сура-батыра за то, что тот не повиновался приказам хана и биев, а защищал народ. Жену же его утопили в озере Шульген. Чтобы полностью уничтожить род Сура-батыра, искали его сына Хаубана, да не нашли. Приютил мальчика старик Тараул, пасущий скот  жадного Иргиз-бия. Став юношей, Хаубан добывает себе крылатого коня Акбузата, и с его помощью совершает богатырские подвиги, сражается с Шульгеном – владыкой подводного мира, с чудовищем Кахкахой – отцом хана Масима, охраняющим подводное царство Шульгена. Освобождает из плена вместе с остальным народом и свою мать, а затем убивает самого Масима.» Так говорится в легендах и преданиях, тем самым, увековечив имена их героев в названиях гор, деревень, скал, озер и рек.

На южной окраине деревни Галиакберово есть курган, который старики называют Кыргыз Айырысы, что означает «киргизское перепутье». В народе говорят, что в этом месте когда-то сошлись в жестоком сражении киргизы и бурзянские башкиры. Битва была жестокой. Сказывают, что после того сражения на земле осталось лежать много убитых. Особенно много воинов потеряли кир­гизы.  Битва та,  шла не на жизнь, а на смерть. Многие остались лежать на этом поле брани, Но особенно многих воинов потеряли киргизы. В отместку за столь кровопролитное сражение бурзянцы отказались дать землю киргизам  для захоронения их погибших воинов. Предание земле воинов – святое дело у всех народов. Вот и пришлось киргизам возить ее сюда издали, используя для этого лыковые кадки, притороченные к горбам верблюдов. Верблюды с кадками шли через бескрайние знойные степи. Долго, долго возили киргизы землю. Возили до тех пор, пока не насыпали над ними высокий земляной холм. С тех пор и зовется он Киргизским перепутьем.

НУГУШСКИЙ ПОРОГ ЛЕТНИЙ

НУГУШСКИЙ ПОРОГ ЛЕТНИЙ

Все дальше и дальше уносит нас река от Галиак­берово, все ближе экзаменатор сплоченности и мастерства группы – пороги и шиверы, прижимы и осклизлые камни под ногами при вынужденной ручной проводке судов.

Река стала полноводней, приняв в себя воды, реки Малый Нугуш и ряда небольших речушек. Смешанный лес уступает место хвойному. Отвесные берега стискивают скальными объятьями речную долину. Впереди появляются вспененные гребни волн – предвестников порога. Порог представлен нагромождением больших камней хаотически разбросанных по всей ширине русла реки. Сразу видно, как постарались прибрежные растрескавшиеся скалы для создания шумящей кипени нугушских вод.

Весной этот «Галиакберовский» порог по туристской спортивной классификации относится к порогам 2-ой  категории сложности. Расположен он в 4-5 км ниже по течению от деревни Галиакберово. Начинается сливами у левого поворота реки. Первый участок порога имеет ряд косых валов, который рекомендуем осматривать  вдоль левого берега.

На втором участке порог может иметь большую «бочку» и прямые валы. Разведку этой части порога рекомендуем делать вдоль правого берега. Течение остается быстрым, возможны прижимы.  После третьего поворота реки расположена  сложная шивера с валами высотой  до 0,8 м. Необходимо провести  разведку, а в случае похода на байдарках желательно организовать  страховку. Первый участок шиверы  проходится ближе к левому берегу. Прохождение второго участка – ближе к правому берегу. Дальнейшее ее прохождение – по центру русла.

Река вновь начинает петлять, образуя прижимы и быстрины перекатов. Будто пытается, как наш бывший проводник-егерь, скрыть от «сглаза»  свои красоты. Левый берег реки заповедный, а потому стоянки на нем  делать не разрешается. Для разрешения прохождения заповедных участков маршрута следует обратиться в администрацию заповедника Шульган-Таш. Зарегистрироваться там и получить разрешающий документ, Его следует предъявлять в случае встречи с егерями – работниками заповедника.

Правый берег, хотя и менее пригоден для устройства бивака, но остановка на ночлег не требует разрешения. С этим надо мириться. Тем не менее, мест для стоянок для небольших групп достаточно.

Нугущский лес богат грибами. Кстати, по количеству минеральных веществ грибы сходны с фруктами, а по содержанию фосфора рипближаются к некоторым видам животных продуктов, например, к рыбам. В сосняке выпячивают свои блестящие коричневые  шляпки маслята. В ельнике – рыжики, припорошенные упавшими с дерева иглами. Встречаются и толстоногие крепыши – короли леса, белые грибы. Большинство грибов несут в себе названия деревьев, у которых они нашли себе приют: подберезовики, подосиновики, вязовики, называемые вешенками. Советуем соблюдать золотое правило грибников – собирай лишь те, которые ты знаешь! Не знакомые грибы оставьте жителям леса – белкам, лосям (очень любят мухоморы), птицам и другой живности.

Бурзянский лес

Бурзянский лес

От бывшей небольшой деревушки Кашеля, расположенной от Галиакберово 35 км на обширной пойменной правобережной поляне ничего не осталось. Старенький дом, в котором многие годы жил с семьей гостеприимный старик-башкир Рашит Усяпов, остался лишь в памяти. Перед Кашелей река  сильно мелеет. Перекат проходится вближе к левому берегу. Через час хода встречается несложный порог, проходимый посередине, а вскоре и вспененная шивера. В ее конце сильный правый прижим к отвесной скале с зияющими глазницами пещер. Летом в этом месте могут об­разоваться галечные гряды с узкими проходами-сливами между ними. Река уходит влево, на восток, огибая скальную кручу правого берега. Если вы не остановились на ночлег на поляне д. Кашеля, то присмотрите место сейчас — дальше это сделать будет сложнее.

Конечно, вы слышали о каньонах, о красоте их скаль­ных стен, уходящих в бездонную синеву неба. Вы с ними встретитесь через 12-13 километров ниже д. Кашеля. Река, сжатая объятиями отрогов хребта Калу, разры­вает их путы и, бешено пенясь среди каменного хаоса, мчится вперед, в расширяющуюся часть своей долины. Каньонообразная долина Нугуша тянется вплоть до подпора Нугушского водохранилища. Ее правый берег имеет узкую пойму, а левый несколько расширяется, что дает  возможность организации там отдыха и ночлега.

Хребет Калу порою по ошибке называют Колу, что неправильно. Этот длинный меридианально идущий хребет тянется на 60 км между рек Зилим и Нугуш. Расположен он к юго-западу от хребта Зильмердак. Он красив и суров. Его скалы, ровно мечом батыра отрубленные от его седовласых отрогов, предстают величавыми каменными картинами, окунувшиеся в рыбный омут с красноперыми голавлями и окунями, щуками, ожидающими зазевавшихся рыбешек и вполне возможно, притаившимися таймешатами, которые, как хариус и форель занесены в Красную книгу нашей республики, а значит рыбалка на них запрещена.

Если внимательно всмотреться в них, то в прослойках кварца, выделяющихся своим белым цветом, можно увидеть «занорыши» с небольшими друзами хрусталя. Возьмите их с собой, – как память о пройденном маршруте.

Нугуш рыбная река. В начале лета сплошняком на нерест идет уклейка. Я был свидетелем тому, что от ее плотности совершенно не было видно дна: хоть весло ставь! Я нахлыстовик и, кроме искусственных мушек, лучшей наживкой считаю – слепня, а его летом, на радость рыбакам и невзгодам другим попутчикам – пруд пруди. За то будите с рыбой.

Если внимательно всмотреться в них, то в прослойках кварца, выделяющихся своим белым цветом, можно увидеть «занорыши» с небольшими друзами хрусталя. Возьмите их с собой, – как память о пройденном маршруте.  

 Башкирская форма названия хребта Калыу дословно переводится как «остаться», «оставаться». Местные башкиры рассказывают о нем разные легенды. Смысл их сводится к тому, что кто-то на этом хребте остался один одинешенек. Одни говорят, что им был старый мулла, покинутый молодой женой; другие – ребенок, которого родителям нечем было кормить, вот и оставили они его на этом месте. Одним словом, печальное название носит этот хребет: с неприступными скалами, глазницами пещер, взирающими на пенящиеся и стремглав несущиеся буруны речных перекатов, да плывущие туристские суда, которыми с легкостью играет Нугуш.

Здесь, у места бывшей деревни Кашеля, как  память о том, что совсем недавно здесь жил старый башкир, стоит грустный, опустевший дом. Он как надежный ориентир говорит о том, что сейчас вас встретит мощная перегораживающая все речное русло шивера. Протяженность ее составляет около 500 метров. Стоячие волны высотой до 1 метра хлещут по судну « в хвост и в гриву». Байдарки без спасительного фартука в момент превратятся в неуправляемую посудину полную воды. Проходится шивера посередине русла реки. Вскоре вас ожидает встреча с еще одной  шиверой, не менее «жесткой» и капризной.  Находится она  ниже д.Кашеля в узком каньонообразном ущелье, как бы в конце  «пятилистника. Место не шуточное. Река зажата скалами, правобережная пойма отсутствует, а слева она появится лишь через сотню, другую метров. Валы высотой более метра, русло реки сжатое до 20-30 метров, команды – табань, греби, отгребай, вперед и другие, хлещут  адреналином по вашим напряженным струнам нервов, вызывая тем самым вашу буйную радость самоутверждения над «происками» стихии. И как результат получаете то, чего хотели, к чему готовились в зимнюю сумятицу рабочих будней. Проходится шивера  по центру русла, желательно со страховкой байдарок.

Одно из красивейших мест реки Нугуш лука-меандра урочища «Пятилистник»

КАМЕННЫЙ МОСТ КУПЕРЛЯ

Пробежав на юг меж отрогов хребта Калу, река не стихает, а все еще сердится и оглядывается своими меандрами. Делает немыслимые  повороты почти на сто восемьдесят градусов, будто что-то забыла там, в круговерти своих излучин. Стремится все дальше и дальше вдоль скаль­ных замшелых стен. Ворчит на перекатах, а на шиверах показывает хищный оскал подводных и надводных камней. Близится конец маршрута. Вскоре очередная встреча с «чудачеством» природы каменным мостом естественного происхождения, пропускающим под своей аркой воды ручья Куперля, давшей ему свое название.

Водопадов в Республике Башкортостан насчитывается более 20. Все они разные и своеобразные. Одни, как водопад Атыш, «выстреливают» из зева пещеры. Другие, бросаются с круч, создавая в солнечных лучах радугу-дугу. Третьи, шумят по каменным ступеням, стачивая и полируя их своими струями. Есть и такие, что скрываются в пещерных темницах. Неистово бьются в расщелинах скал, рушат их ища свободу и, выйдя на волю, радуют всех своей красотой и неповторимостью.

Такие каменные мосты на Южном Урале встречаются нечасто. Например, один из них находится в истоке реки Сим вблизи Игнатьевской пещеры. Он представлен в виде каменного кольца. Происхождение его и этого чуда-моста Куперля схожи – они представляют собой остатки входов в бывшие  пещеры, некогда существовавшие здесь. ,

Начало подъема для радиального выхода к водопаду и карстовому мосту Куперля довольно хорошо заметно по вытоптанной тропе, идущей вверх по крутосклону правого берега. Она находится ниже по течению от устья речки Савка, являющегося надежным ориентиром. Тропа круто взбирается вверх от устья ручья Куперля расположенного неподалеку от устья  р.Савка. Тропа хорошая, кое-где с оборудованными  деревянными ступенями. То и дело перебегает с одного берега реки на другой под сенью крон деревьев, направляясь к ступеням одноименного водопада, который состоит из нескольких ступеней.. Нижняя  ступень является самой широкой и высокой, составляя отвес в пять метров.  В период малых дождей она не впечатляет. Вода скатывается с нее как с каменной ладошки, не оставляя брызг в подошвенной части. Но что происходит здесь весной! Вода мощным потоком устремляется вниз, углубляя там водобойный котел.   Слив воды со второй ступени равен  порядка двух метров, и из-за своей узости превращается в тугой неукротимый пенный поток. Он бурлит в этой теснине, пенится и брызжет своей удалью по берегам. Тропа неумолимо ведет  вверх. Минует вожделенный карстовый мост и траверсом устремляется еще дальше вверх, к обзорной точке горы. С нее открывается вид на Нугуш – на уже  прошедшую часть маршрута и нижнюю часть предстоящего пути.

Собственное название «Куперля» с башкирского языка на русский язык переводится, как «Место с мостом». По своей  форме он представляет арочное отверстие напоминающее овал. Расположен в Мелеузовском районе республики на территории Национального парка «Башкирия», в 4 км. от бывшего хутора Савка. Природный мост как бы перекинулся через каньонообразную долину реки Куперля, правого притока реки Нугуш. Мост двухпролетный, с одной колонной посередине. Высота моста над днищем долины Куперли около 20 м, ширина – 4 м, длина обоих пролетов – 35 м, длина висячей части – 10 метров. Куперлинский мост представляет собой остаток кровли древней пещеры, и образовался в ходе развития карстовых процессов. Речка Куперля, исчезая в поноре подземного канала расположенного в 3-4 км от хутора Савка, своим течением преобразовала его  в  подземную речку с дальнейшим образованием пещеры.  В своем развитии пещера достигла такого момента, когда ее кровля стала обрушиваться из-за собственной тяжести и различных типов выветривания.  Пещера разрушилась, оставив после себя этот каменный мост  и низвергающиеся с уступов струи водопада– как память о своем существовании.  Из-за своей необычности и своеобразной красоте Карстовый мост и водопад «Куперля» в 1965 г. отнесены к  гидрогеологическим памятником природы РБ. Впервые он исследован и описан Иваном Константиновичем Кудряшовым, доцентом географического факультета  Башгосуниверситета.

 Подпор Нугушского водохранилища ощущается вне­запно, хотя его постоянно ожидаешь. Впереди слева, как страж, появляется отвесная скала. В дождливые годы с ее вершины  нескончаемым потоком  струится ручей, образуя красивый водопад.

На ночлег советуем встать на левом берегу водохра­нилища, там, где пасека,— это километрах в пяти от начала подпора воды. Отсюда до поселка Нугуш кило­метров 18, и добраться до него можно пешком вдоль берега или же на катерах, которые здесь часто ходят.

Простор и красота водохранилища поражают. Не­вольно ждешь еще чего-то необычного на память, и оно появляется. Там, где в водохранилище с правого берега впадает строптивая река Урюк, прямо из воды огромной громадой вздыма­ются отвесные скалы, образуя живописный каньон. Неподалеку от него находится  небольшая полянка – долгожданное место отдыха.

Заканчивается маршрут. Спасибо тебе, река, за все хорошее и доброе, что ты нам показала и познакомила!

От поселка Нугуш до железнодорожной станции города Мелеуза ходит рейсовый автобус.

«Потомки нам не простят, если мы потеряем уникальный заповедник «Шульган-Таш, а сохранить его довольно просто, достаточно при принятии решения учесть расчеты его сотрудников и других ученых, стремящихся сохранить для будущего этот уникальный объект дикой природы.»

Директор Заповедника «Шульган-Таш» М. КОСАРЕВ, научные сотрудники В. КАПУНИН,  Л. КИЧАЕВА.

                               

КОПИЛКА ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Если с вами дети позаботьтесь об их досуге: возьмите настольные игры, мяч, «обмозгуйте» совместные игры, радиальные выходы в горы, походы по грибы и ягоды, и другие совместные  мероприятия.

Не рвите цветы. А уж коли созрела такая необходимость, то не преподносите «веники», а обойдитесь несколькими цветками – важно внимание, а не количество преподнесенных цветов.

При купании не кидайтесь в воду разгоряченными, тем более, не проверив в месте купания дно. А оно проверяется в обуви. Все, что колет или режет, выносится на берег и «хоронится» в недоступном месте. Для групп учащихся существуют «Правила купания» и их следует строго выполнять. В походе река не место соревнований по плаванию и нырянию, а служит требованиям гигиены.

При посещении любых пещер необходимо сообщить товарищам, где она находится, установить контрольные сроки своего возвращения и никогда не ходить в них в одиночку. Убедиться в исправности снаряжения и надежности освещения. Всегда следует помнить, что романтика – романтикой, а жизнь – жизнью! При их посещении остыньте. Полы надетой штормовки должны быть заправлены за пояс, а капюшон надет на голову, а не болтаться за спиной.

При прохождении сложных участков маршрута всегда делайте разведку пути. Рисуйте кроки, схемы, обсуждайте возможные аварийные ситуации и способы жизнеобеспечения.

- всегда следуйте советам и записям в маршрутных документах, сделанных туристской маршрутной комиссией. Она на то и создана, чтобы уберечь вас от неприятностей и возможных неожиданностей.

- Чтобы застежка «молния» на палатке и одежде легко открывалась и закрывалась, смажьте ее растолченным грифелем мягкого простого карандаша или растертым порошком парафиновой свечи. Чтобы она не расходилась – пришейте с одной стороны крючок и петлю, а с другой – соответственно петлю и крючок;

- для ремонта порванной палатки или штормовки используйте «сварку» из подложенных сверху и снизу «раны» полиэтилена;

- не бросайте топоры и ножи в деревья. Они не только ранят их, но часто приводят к серьезным травмам товарищей;

- зная, что придется идти по гололеду, намажьте подошвы обуви клеем, а затем посыпьте их песком;

- новую сковородку перед употреблением необходимо прокалить с жиром, а затем протереть солью, тогда пища на ней пригорать будет меньше;

-  жирную посуду в походе можно отмыть не только золой, но и водой, с добавлением в нее уксуса;

- чтобы треснутое яйцо не вытекло при варке, в кипящую воду добавляют 1-2 столовые ложки уксуса;

- чтобы очищенные свежие грибы не чернели, положите их в воду, добавив в нее соли и уксуса;

- для удаления с рук неприятного запаха лука, рыбы, чеснока протрите их солью, а затем вымойте с мылом;

- вместо мыла используйте растущее по берегам башкирских рек растение мыльнянку. Иногда его называют «татарское мыло». При трении рук растение образует мыльную пену. Хорошо смывает грязь, оставляя приятный запах;

- если вашему ребенку попала в глаз мошка, то наиболее простым народным средством ее удаления является ваш язык. Выверните веко и несколько раз проведите кончиком языка по глазному яблоку в сторону носа.

Если вы курите и пользуетесь спичками то прежде чем ее бросить наземь сломайте ее пополам или каблуком в земле сделайте ямку и в ней «схороните» использованную спичку. Это надежно оградит лес от пожара. И, на всякий случай помните, что если химическую энергию, заключенную в сигарете, полностью перевести в механическую, то она могла бы поднять курильщика на высоту в 9 м. Ну, коль пошла речь о курении, то в США тот, кто бросил курить, но с трудом удерживается от этой привычки, может набрать соответствующий номер телефона и услышит истошный кашель тяжелобольного курильщика, записанный на магнитофонную ленту, которая проигрывается круглосуточно.

Чтобы не встречаться со змеями возьмите прут и во время пути периодически двигайте им по торопе перед собой. Змеи очень чувствительны к шорохам. Они уползут. Первым профилактическим прививкам от укусов ядовитых змей уже более 1000 лет. Их делали свои детям  мексиканцы. В этих целях они брали зуб ядовитых змей, а затем царапали им кожу плеча. Этот способ прививки до сих пор сохранился в некоторых районах Мексики.

Надо знать, что наиболее агрессивными змеи бывают в полдень, когда тепло. В вечернюю и утреннюю пору они менее агрессивны. Наиболее удобными для их лежки местами являются теплые камни. Змеи очень полезны. Основными причинами их агрессии является сам человек. Не трогайте их, и они ответят вам тем же.

Как защитить от укуса змей свою собаку. Для них укусы змей значительно опасней чем для  человека. Для того, чтобы понять, что ваш питомец оказался жертвой гадюки надо посмотреть на его поведение. Признаками этого являются: проявление его беспокойства, плохая ориентация в пространстве. У животного появляется одышка. Осмотрите собаку, найдите место укуса. Если ранка отекает и собака испытывает боль, у нее затрудняется дыхание, то необходимо срочно ее доставить ветеринару. 

 

ЛОЦИЯ РЕКИ БОЛЬШОЙ НУГУШ (летний вариант)

 

Счастливого пути!  До встречи, на маршруте!

Вадим Марушин.


ОБ АВТОРЕ

МАРУШИН ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МАРУШИН ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ, Заслуженный учитель России и Башкортостана, мастер спорта СССР по туризму, Действительный член Русского географического общества, Почетный краевед РБ, член Союза журналистов РБ. Заслуженный учитель России и Башкортостана, мастер спорта СССР по туризму, Действительный член Русского географического общества, Почетный краевед РБ, член Союза журналистов РБ. Победитель городского конкурса «Лицом к лицу» в номинации «За заслуги перед городом». Победитель Всероссийского конкурса среди лучших учителей России 2010. Два высших и одно среднее специальное образования. Окончил лесной факультет БСХИ, географический факультет БГУ и Уфимское училище искусств по классу баяна. Автор более 80 книг и публикаций по туризму, экологии, географии и краеведению. В том числе серий книг: «Где отдыхать уфимцам», «Родные просторы», «Уфимское семигорье», «Чудеса за порогом дома твоего». Многих туристских путеводителей среди них - «Башкирия туристская», «Пять путешествий по реке Инзер», «На поклон к Иремелю-батюшке», «К Стерлитамакским шиханам-окаменевшей памяти древнего моря», « К жемчужине Урала-пещере Шульган-таш». Книги «Толковый словарь туриста Башкортостана», составление которой заняло 35 лет. В содружестве с известными фотографами издал краеведческий фотоальманах «Башкортостан – край восходящего солнца». Первым среди географов и краеведов РБ выявил и обосновал расположение города Уфы на семи холмах и ввел географическое понятие «Уфимское семигорье». Первым нашел точное местоположение водопада Атыш и указал его на карте. Создал научную гипотезу формирования карстовой системы водопада в горе Яш-кузташ. Открыл ряд пещер, в том числе пещеру «Заповедная» с черепами пещерных медведей. Является первым председателем МКК города Уфы и республиканской МКК детского туризма МО РБ. Туристский стаж более 50 лет. Работник системы «Баштур» с 1960 года. Первый председатель комиссии по пропаганде туризма и экологии «Баштура». Старший инструктор-методист высшей категории. Руководитель ряда Всесоюзных семинаров по подготовке инструкторских кадров. Разработчик тематических экскурсий по городу Уфе и сопроводительных автобусных экскурсий для туристско-экскурсионных бюро «Баштура». В настоящее время работает учителем географии в средней школе г. Уфы.

 

 

ГОСТИ | ДРУЗЬЯ

Почетные гости и друзья.

ПАРТНЕРЫ

 

Группа компаний "БУЛАТ"

РОО "БЛАГОМИР"

  

ПОЛНЫЙ СПИСОК >>>

  

 

"ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ". ФотоЖурнал. 2020 г.

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
является бессменным
партнером Федерации
СБЕ (ММА) РБ

КОНТАКТЫ

Республика Башкортостан,
г.Уфа, ул. Мустая Карима, 41
Тел. +7 (347) 266-77-76
E-mail: yapatriotrb@yandex.ru
На карте: >>> Открыть карту

 


"Я ПАТРИОТ" РБ в Вконтакте!"Я ПАТРИОТ" РБ в Ок!ОффКанал "Я ПАТРИОТ" РБ в Ютуб!

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ - победитель второго конкурса 2020 года Фонда президентских грантов!

Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации
 
"Патриотизм –  это и есть национальная идея. И другой объединяющей  идеи, кроме патриотизма, быть не может!"
В.В. Путин

Посмотреть видео выступления

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ

 

Проекты РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
Читальня патриота
bessmertniy polk emblema
Герои моей Отчизны!
Города-герои СССР
Конкурсы и акции
Электронный вариант книги о РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
 Официальный канал на Ютубе | Official channel in YouTube
dzen marushina
Яндекс.Метрика

Наши координаты

Российская Федерация, 450094
Республика Башкортостан, 
г.Уфа, Пр.Октября, 85/2
Тел.: +7(347)266-77-76
E-mail:
 
 Земной шар - наш общий дом!
 

Правовая информация.

© Все права защищены. РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан. При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на источник обязательна. Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Все сообщения РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан предназначены для пользователей старше 18 лет.