Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Самый беспристрастный суд в мире – время, и по его вердикту
самым надежным и благожелательным, да и, пожалуй, единственным
настоящим другом был у меня Вадим Марушин.

 

90 ЛЕТ РИМУ АХМЕДОВУ – ДРУГУ, ПИСАТЕЛЮ И ЦЕЛИТЕЛЮ.  Порою, обращаясь к незнакомому человеку мы, чтобы обратить на себя его внимание, не вдумываемся в значение произносимых слов.  Часто ими могут быть близкие для нас слова: приятель, товарищ, или даже друг. Остановил человека, спросил его о чем-либо, поблагодарил и ушел, навсегда позабыв того, с кем только что общался, – обычная житейская ситуация. А ведь в каждом слове – то ли произнесенном вслух, то ли написанном на бумаге иль встреченном в «паутине» «всезнающего» интернета, заложена не только информация, но и предложение общения автора к собеседнику. И вот тогда поистине слово слову рознь. Обращение с ним должно быть трепетным, произнесенным не просто ради красного словца, а пропущенного через мысли, душу и сердце говорящего.

Именно такое уважительное отношение к слову, обращенному к читателю, присуще прекрасному человеку, целителю и писателю, стежка дружбы с которым, не прерываясь, длится уже полвека.

Он мой друг. А это немало. В слове друг заложено многое. Прежде всего, верность человека человеку, несмотря на его статус в обществе, занимаемое там положение. Это бескорыстие поступков, порою вопреки здравому смыслу. Самоотдача и самопожертвование, как говорят спортсмены, на грани фола. К нему не подходит пословица: «своя рубашка ближе к телу» - он отдаст, поделится последним - всем, что у него только есть. Он строг и требователен в выборе друзей, а потому их у него не так много. Но, коль у него они есть, то это его единомышленники. Люди, которые без оглядки придут к нему на помощь и подставят свое плечо. Рим ими дорожит, не дает никого в обиду, помогает в силу своих возможностей, не требуя за это совершенно ничего взамен.

Он честен перед собой и обществом, в котором живет. Честен перед семьей и близкими ему людьми. Как порядочный человек не терпит чванства, лизоблюдства, преклонения перед чинушами. Одним словом, он ЧЕЛОВЕК с большой буквы, добившийся всего сам, благодаря своему таланту, трудолюбию, верности выбранному пути писателя с присущими этой профессии творческими взлетами и временными неудачами.

Уж как-то так получается, что о Риме Ахмедове я пишу через равные промежутки времени – через пять лет, приуроченных к его юбилейным датам, начиная с его пятидесятилетия.

«Пятилеток шаги саженья», - пожалуй, это изреченье Владимира Маяковского вполне подходит творчеству Рима Ахмедова. Из широких просторов своей души и дарований он достал и показал нам, читателям, самобытность своего таланта. Вначале, как писателя-прозаика, филигранно владеющего отточенным словом, сумевшим сыграть свою мелодию писателя от своей «Печки», изданной в самом начале творчества, до полюбившегося ныне сериала книг «Одолень трава», направленных на помощь людям. На то, чтобы они благодаря его сказанному слову, облеченному в талант народного целителя, помогли страждущему человеку обрести уверенность в своем исцелении.

Многогранна личность Рима Ахмедова. До всего у него дело есть. Но в любом случае все связано с его самоотдачей тем, кто обратился к нему за советом или помощью.

Думаю, что мало кто знает о том, что Рим Ахмедов, работая в Москве на Центральном телевидении, является человеком кто первым, в нашей стране создал телевизионные сериалы. При возвращении в Уфу он продолжил эту работу на нашем башкирском телевидении. К нему как к писателю обратилась творческая молодежь с просьбой организовать курсы молодых писателей. Он и создал их на заводе имени Кирова. Рим вспоминает, что три его «чада» впоследствии стали писателями и были приняты в члены Союза писателей республики.

С благодарностью вспоминал его советы использования фактического материала, построения сюжетной линии в создаваемых произведениях Леонид Лушников, ставший известным самобытным писателем. Да и я сам обратился к Риму с просьбой указать на недостатки в очерке, который я готовил к печати. Попросил не жалеть меня, несмотря на нашу дружбу.

Рим усмехнулся и выдал – дружба дружбой, а «табачок врозь». Попробую помочь. Писательский и журналистский «кузовок» тяжел, не всякому под силу.  Никаких компромиссов, никаких скидок на наши взаимоотношения, как и договаривались, я не получил. «Раздраконил» мой очерк в пух и прах, и, тем не менее, очерк ему понравился. Напутствовал меня лишь одним советом: пиши так, чтобы читателю было осязаемо видно то, о чем пишешь. Очерк тот я переработал, учитывая советы Рима, отослал на Всесоюзный конкурс журналистов, объявленный журналом «Пожарное дело» и стал его победителем.

Каждому из нас судьбою определено место в жизни. Кому, учить иль, строить, кому радовать своим творчеством: петь, танцевать, лепить скульптуры иль творить что-то другое на радость людям. Но есть профессия, которая, помимо каждодневного труда, требует таланта, требует, как говорят, дара божьего. Это профессии писателя, поэта, композитора, художника.

Дар этот дается не каждому. В особенности тому, который приводит человека к известности, почитанию его таланта.

Рим Билалович Ахмедов один из тех, кто шел своим путем. Порою трудным, но всегда честным и праведным.

Я не стану пересказывать его биографию, она широко известна по произведениям, как самого писателя, так и его друзей литераторов. Я не хочу повторов и постараюсь познакомить читателей не как почитатель его таланта, а как друг, знающий не только его самого, но и семью несколько десятков лет.

Самый беспристрастный суд в мире – время, и по его вердикту самым надежным и благожелательным, да и, пожалуй, единственным настоящим другом был у меня Вадим Марушин. (Рим Ахмедов)Мне легко и одновременно трудно говорить о нем т.к. дружеские отношения налагают на меня определенную ответственность. Легко потому, что я близко знаю Рима. Трудно из-за того, что вдруг я не нашел для него теплых слов, не смог отразить многогранность его самобытного таланта, его характера, его личности.

Уж так случилось, что в конце шестидесятых годов судьба свела меня с ним при работе над книгой «Башкирия»: туристским путеводителем по нашей республике. Тогда вдумчивый и придирчивый ее редактор Галина Осташевская каким-то чутьем угадала в нас родственные души, истинно любящие природу. Поэтому несколько моих очерков она отдала Риму Билаловичу Ахмедову, принимавшему участие в создании той же книги. Очерки сразу стали выпуклее, поэтичнее, приобрели образность, а я, из простого грамотного туриста, превратился, чуть ли не в очеркиста. Так со страниц книги, а впоследствии в совместных туристских путешествиях состоялось наше знакомство, перешедшее затем в долголетнюю бескорыстную дружбу.

Я помню, как в те далекие годы, когда Рим Билалович только начинал накапливать знания о растениях, я невольно обратил внимание на то, с каким упорством, настойчивостью, я бы сказал дотошно, он расспрашивал меня о растениях, встреченных нами в лесу, лугах и полянах. Лишь значительно позже все это нашло отражение в самобытных литературных произведениях. Вылилось очерками сдобренных народными названиями растений, переплетенных вязью народных легенд и сказаний. Обрело чудодейственную силу народных рецептов, собранных им по крупицам из народной памяти, мало известных медицинских свидетельств, редких книг и иных источников.

Рим умел учиться. Пополнять свой багаж знаний в беседах с теми, с кем встречался, теми, кто ему интересен. Но особое влияние на его творчество оказала природа и люди, образы которых он мастерски, как скульптор, создал в своих произведениях.

Меня восхищает то, с каким упорством и целеустремленностью доходит он до самых тончайших ответов на самые разнообразные вопросы. Это касается любого материала, к которому прикасается рука автора. Будь то явление природы, затронувшее его душу, научная гипотеза, высказанная кем-то, но преломившаяся в его воображении и заставившая по-своему, по-Ахмедовски высказать свое видение, свою точку зрения. Например, предложить свою отличную от устоявшегося мнения ученых гипотезу о происхождении озера Аслыкуль. Ее не оттолкнули маститые ученые-географы, а приняли к сведению как одну из версий образования ее котловины.

После совместного таежного отдыха на реке Инзер появилась его книга «Слово о реках озерах и травах», сразу же ставшей популярной и вошедшей в перечень рекомендуемых литературных произведений для учащихся школ Башкортостана.

Поэтичность и образность литературного языка, его неподдельную любовь к природе, можно без всякого преувеличения назвать поэзией белого стиха. Судите сами по описанию прощания с лесной полянкой, приютившей нас в ту «инзерскую» пору.

«Перед тем, как уйти, прощаясь, я провел ладонью по смолистому стволу молоденькой двухметровой пихточки у выхода с поляны. Среди остальных подружек она выделялась удивительным совершенством формы, правильным и равномерным расположением ветвей, пышной и одновременно умеренной густотой хвои, с тонкой и красивой, как девичья шея, вершинкой. В ней было столько юной свежести и обаяния, что я с самого начала заприметил ее и назвал «невестой».

Рим умел слушать, видеть и сопереживать. Его манеру общения с растениями надо было видеть. С ними он разговаривает словно с наилучшими друзьями-собеседниками, на что они неизменно отвечают ему взаимностью, раскрывая перед ним свои сокровенные тайны.  Познания их целебной силы и тех  «сюрпризах», что спрятаны от человека неумело использующими их, нашли свое отражение в книгах «Одолень трава», «Растения – твои друзья и недруги» и серии книг, посвященных лечению наиболее опасных недугов.

Рим был боец. Непрестало мне в этой статье говорить о перенесенных им физических и духовных «болячках». Но оценку, данную ему независимым «экспертом» его характера – генералом Кусимовым, я не могу не привести по этому поводу.

Уж так случилось, что во времена ныне называемые «временем застоя» он написал повесть «Точка пересечения», рассказывающую о нравственных позициях людей разных поколений.  Для написания ее Рим Билалович отдал много сил, к тому же ряд событий того периода и привели его в больницу.

Рядом с ним в одной палате, почти бок обок, находился замечательный человек: Герой Советского Союза генерал-майор Тагир Таипович Кусимов. У меня дома оказалась старая его фотография, на которой он был запечатлен при встрече с учениками нашей школы. Я, пользуясь представленной возможностью посещения Рима, решил поговорить с ним и получить на фотографии его автограф.

Я не ведаю о чем, лежа рядом на больничных койках, говорили меж собой мои собеседники, но когда я покидал их палату, Тагир Таипович сказал мне: «Рим сильный, хороший и честный человек. Беречь его надо!» Такая оценка из уст боевого генерала, который, даже при ампутации ноги, пластом лежа на кровати отказался от моей помощи.  Самостоятельно, через силу, взявшись руками за привязанное сзади к спинке кровати полотенце сел, подтянувшись вверх усилием воли.

- Генералы никогда не сдаются, глядя на меня с улыбкой, промолвил он. Оценка жизненных позиций писателя, высказанная этим мужественным человеком, многого чего стоит.

Рим популярен и узнаваем. Особую признательность к его творчеству и даже любовь читателей принесли его книги «Одолень трава», «Слово о реках, озерах и травах», «Растения – твои друзья и недруги», ряд других.

Особую признательность к его творчеству и даже любовь читателей принесли его книги «Одолень трава», «Слово о реках, озерах и травах», «Растения – твои друзья и недруги», ряд других.Талант будущего писателя заметил гордость башкирской литературы Мустай Карим. Именно он рекомендовал членам Союза писателей нашей республики послать на учебу в Москву в литературный институт имени М.Горького молодого писателя и поэта Рима Ахмедова. 

Кем быть – прозаиком или поэтом? Чему посвятить данное богом литературное дарование? – Вопросы весьма не праздные и ответ на них дал Михаил Светлов, в творческую мастерскую которого был зачислен молодой посланец с Урала, Рим Ахмедов. Именно он, именитый поэт разглядел в высоком, худющем юноше поэтический дар прозаика, который в дальнейшем «шлифовал» певец родной природы Константин Паустовский.

Там в стенах знаменитого института Рим Билалович познакомился с будущими знаменитостями – потами Робертом Рождественским и Евгением Евтушенко, писателем Борисом Пастернаком. Будучи в деревне Переделкино, стал одним из первых свидетелей гибели писателя Александра Фадеева. Но с особой теплотой вспоминает Рим своих наставников - М.Светлова и К.Паустовского, их творческую работу с ним относительно использования писателем слова.

Рим Билалович прекрасный рассказчик. Его голос тих и проникновенен. Общаясь с какой бы то ни было аудиторией, кажется, что он говорит не со всеми сразу, а непосредственно с тобой. Именно к тебе, слушателю, обращены его слова, его мысли и чувства.

Как-то раз попросил он у меня разрешение побывать на моих уроках. Чтобы не нарушать покой класса я не стал представлять Рима ребятам. И он тихо сидел на задней парте, слушая урок и внимательно присматриваясь к учащимся. Назови я его фамилию, урок был бы сорван, превратившись во встречу с ним.

Дело в том, что я часто на уроках обращаюсь к его творчеству. Оно близко мне по духу, легко ложиться в канву краеведческих знаний о родном крае, его природе и прочее. Лишь по окончании урока я представил Р.Б.Ахмедова детям. Был конец смены, и урок превратился в творческую встречу, на которую, как на «огонек», сбегались учащиеся других классов школы. А таких встреч у него было множество.

После урока и общения с ребятами Рим предложил мне организовать телевизионную передачу, посвященную творчеству учительства. Сценарий ее и всю процедуру прохождения в эфир он брал на себя. Меня же попросил организовать «зрительный ряд»: смонтировать воедино ряд моих кинофильмов, отобрать фотографии и слайды, а также некоторые мои научные публикации. Я согласился.

На телевидении Рим не новичок. По его сценариям, по окончании института, поставлена первая в стране шестисерийная художественная телепередача «На карте не значится». На нашей, башкирской телестудии, им написаны сценарии и проведено более двухсот творческих встреч с различными интересными людьми. Поэтому это предложение я принял охотно.

Телепередача имела успех. Режиссером ее была Альда Валеева, а главным оператором оказался мой школьный товарищ Роберт Сулейманов.

Рим талантливый педагог. И это действительный факт. Сколько молодых и талантливых прозаиков и поэтов Уфы прошли через его руки, его сердце. Скольким он указал на их творческий путь иль на ошибки своего выбора. Например, писатель Леонид Лушников. Я прекрасно знаю этого человека т.к. являюсь не только его учеником в туризме, но и другом. Помню, как Рим, познакомившись с его первым литературным творчеством, сказал, что из него получится самобытный, умеющий самостоятельно думать писатель. Его слог, изложение материала самобытно, повествование нестандартно, слова, используемые его героями, сочны и понятны. Со временем это все подтвердилось.

Его педагогическому дару есть прямые объяснения: Рим из семьи учителей. Его мать Мунзия Мухаметгалеевна была учителем начальных классов. Она одна из немногих, не только в республике, но и в России, была удостоена наивысшей награды за свой учительский труд: ордена Ленина.

Я изнутри знаю семью Ахмедовых: талантливую и трудолюбивую. Двух сыновей и дочь сумели воспитать Билал Джаруллович и Мунзия-апа, или тетя Маруся, как звали ее мальчишки, соседи по двору, что затерялся на берегу речки Сутолоки вблизи 23 уфимской школы.

Дочь Клара, хирург, врач высшей категории. Сын Эрик ставший, как и Рим, моим близким другом: талантливейший музыкант, композитор, поэт, педагог. Его песни поют в городах-нефтяниках Сибири. Они звучат по Российскому радио, исполняются многими творческими коллективами. Его песню об учителях, можно назвать гимном всему учительству. Приведу лишь слова припева песни, затрагивающих душу тех, кто связан с педагогикой, с воспитанием детей.

-Учителя, учителя,

На ваших знаньях держится Земля.

И за терпенье, доброту и труд,

Свою любовь Вам дети отдают!

Разговаривая с обоими братьями, они в один голос с любовью и почтением вспоминают мать. Именно она первой научила их первым буквам алфавита, впоследствии сложенные сыновьями в песни, стихи, рассказы и повести. Именно ей посвящены книги Рима и песни Эрика.

Мягкость характера Рима явно от отца: спокойного, уравновешенного человека. Но домом управляла мать: волевая и одновременно нежная женщина.            Я прекрасно помню пятидесятилетний юбилей Рима. Как Мунзия-апа, вскинув руки-лебеди, шла по кругу. Движения ее были плавные, завораживающие. Артистизм ее пластики завораживал, давал простор ее танцу. Все восхищались ею. Такой она и осталась в памяти всех.

Рим дотошный до истины. Старается докопаться до самой сути того, за что взялся. Он бескомпромиссен, если дело касается профессионализма в литературе. В русском языке есть слово «матерый», т.е. зрелый, знающий, опытный. Мне кажется, сам Рим и является таким писателям.

- Кто хочет знать меня, тот знает, - говорит он, отвечая на мой вопрос о том, почему его нечасто можно услышать по радио, увидеть по телевидению.

- Не хватает времени. Задумчиво отвечает он. А творческих задумок много.

Мало кому известно, что Рим играет на баяне, любит рисовать, грамотно, профессионально коллекционировать марки. А что он отменный рыбак, и говорить не приходится.

В ночной тиши перехлестов уральских хребтов, вдоль речной долины Зилима, лились звуки баяна. Пальцы, привыкшие к перу, с чувством извлекали мелодичные звуки: Рим играл старинный вальс «На сопках Манчжурии». Это было давно, но памятно оно до сих пор. Мы недели две вместе провели время в окружении девственной природы, по приглашению «лесного человека»: Павла Эрнстовича Штеймана, егеря-охотоведа Гафурийского охотхозяйства. В ту июльскую ночь, наполненную тишиной и мягким говором речных перекатов, Рим стал открытой книгой: несущей веселье, жизнелюбие, юмор и доброту окружающим его людям. А нас, в ту ночь, было немало – разных по возрасту, характеру, но одинаково любящих природу и Рима. Живо откликавшихся на все происходящее вокруг нас.

Рим, как говорится, был в ударе. Он совершенно не походил на себя городского: сдержанного, контролирующего свою речь и поведение интеллигента. Здесь, среди друзей, Рим раскрепостился. И, вкладывая, свою душу в баян, играл и играл на нем, посылая в умолкнувшие горы мелодии полюбившихся с детства песен и вальсов.

По стенам квартиры Рима развешено немало картин. Одни, подарены ему по случаю, другие - в знак уважения его таланту, на память. Среди них картины известных башкирских художников: Александра Бурзянцева, Алексея Кузнецова. Им, Рим на несколько лет продлил творческую жизнь, используя рецепты из собственноручно собранных им трав.

Рим Билалович одновременно может быть и лириком, и «физиком», вскрывая в своих произведениях «язвы» нашего общества. Мне не раз посчастливилось проводить время с ним вдали от городской суеты, сидя вдвоем у вечернего рыбацкого костра. Глядишь на него и видишь в выражении его глаз, мимике или неторопливых жестах глубокое сопереживание происходящего. Но особенно близки и понятны картины родной природы, к которой он прикипел всем сердцем, всей душой. Все это он   воплощает в своих произведениях в одухотворенные образы.

Мне невольно запомнились слова моего отца, умудренного жизнью человека, прекрасно знавшего и любившего природу и особенно рыбалку. Прочитав книгу Рима «Слово о реках, озерах и травах» он с восхищением смаковал описание поклевки и вываживание леща, которого Рим еле вытащил из омута реки Белой, в долине Карангы-тугай-баш.

- Обрати внимание, - говорил отец, - как он точно по-рыбацки все пишет: «поплавок лег на бок, вначале его легонько потянуло в сторону, наконец, леска натянулась. И он мягко, как бы нехотя, пошел вниз, в глубину, навстречу с какой-то невидимой рыбой. Подсечка, медленное, неспешное вываживание, наконец, появился медно-золотисный бок огромной рыбы. Однозначно, лещ. Чтобы он не сошел с крючка или не оборвал тонкую леску, по всем рыбацким правилам леща надо «одурманить» - заставить вдохнуть воздух. И вот он, как плоская «заслонка», почти без сопротивления стал скользить по водной речной глади, оставляя за собой еле видимую обреченную полосу ряби». Или вот, как он описывает озеро Аслыкуль.

«Как зачарованный я смотрел в переливчатую лазурную даль и долго не мог оторвать взгляда от беспредельной глади воды, возникшей неожиданно в этой ничем не примечательной долине. В памяти упорно вставал Байкал, потому что нигде больше я не видел того неповторимого жемчужно-перламутрового сияния, возникающего при соприкосновении воды и воздуха».      Здесь, на берегу башкирского моря, овеянного легендами старины глубокой, стал сниматься кинофильм, посвященный Р.Б.Ахмедову. Фильм удался. В нем Р.Б.Ахмедов встал не только как знаток и певец родного края, но и как человек, обладающий сокровищами народной мудрости – использования растений, используемых башкирами с незапамятных времен. Я, же параллельно снимаемому БСТЭ кинофильму, снимал свой видеофильм «Фильм о фильме». Видел, как Рим ходил по степному раздолью, наклонялся к травам, ласкал и разговаривал с ними, будто вбирая их природную силу и их древний живительный дух.

После этой небольшой по продолжительности, но емкой по содержанию экспедиции, вышло новое издание книги «Одолень трава», принесшей ему славу и народную любовь. В ней впервые в истории башкирской литературы писатель обратил внимание и дал толкование башкирским названиям лекарственных трав. Показал образность их народных названий, народным пользованием с незапамятных пор. Это сейчас, многие ученые-лингвисты, ботаники и экологи стали использовать народные названия растений, но надо помнить и знать то, что первым это сделал Рим Билалович Ахмедов: писатель, а, по словам тех, кого он вылечил от многих недугов, народный «травознай-целитель».

Рим тонкий и бережный ценитель родного башкирского языка, могущий донести его нюансы до каждого читателя. Он прекрасный переводчик. Благодаря ему, многие произведения башкирских писателей стали известны русскоязычному читателю. Не буду голословным и обращусь по этому поводу к высказываниям его товарищей по перу.

Мустай Карим в пятидесятых годах дал путевку литературной стезе Р.Б.Ахмедову, заметив его талант. И спустя годы, когда встал вопрос: какого писателя выбрать переводчиком романа «Кинзя», написанного писателем Гали Ибрагимовым, сказал, ставя точку:

- «Зачем нам ходить далеко, когда тот, кого мы ищем, находится рядом? Давайте поручим сделать перевод нашему писателю, хорошо знающему родной язык, - Риму Ахмедову. Лучшей кандидатуры нам, пожалуй, не найти».

Мое впечатление от прочитанного романа «Кинзя» я высказал Риму, сказав, что наверняка Гали Ибрагимов будет чрезвычайно доволен переводом. Ведь Риму удалось, не вторгаясь в язык писателя, обогатить его сложнейшими нюансами. А на это способен не каждый писатель, а лишь тот, кто знает его многогранную певучесть, своеобразие и уместность применения. Язык народа, что курай – тонкий, гибкий, ломкий, но в руках мастера доходчивый и проникновенный до сердца каждого слушателя. От этих моих своих слов я не отказываюсь и сейчас.

Вот что сказал по этому поводу сам Гали Ибрагимов.

- «У Рима Ахмедова имеется очень важное для писательской работы ощущение гармонии: у него тонкий вкус, умелое построение композиции, чувство меры и пластичный, емкий и выразительный язык. Вдумчивое отношение к слову выражается не только в собственных произведениях, но и в художественных переводах, что по достоинству оценено критикой. На мой взгляд, Рим Ахмедов внес значительный вклад в национальную литературу, сделав на высоком уровне переводы монографий Г.Рамазанова «Творчество Мажита Гафури», А.Харисова «Литературное наследие башкирского народа», прекрасный перевод повести «Айбика» Хадии Давлетшиной».

О свойствах трав, истории открытия человеком их силы и применения, Рим Билалович Ахмедов может говорить без устали, как бы исповедуясь своими обширными, собранными по крохам, знаниями. Именно так, по крохам, по крупицам, порою «перелопачивая» огромные фолианты книг, находит он то единственное растение, которое может помочь человеку излечиться от его недугов.

Целеустремленность и дотошность докопаться до истины, какой бы сложности она не была, та черта характера, с которой идет с открытым забралом этот Человек! С какой-то снисходительной улыбкой показывает он мне плагиаты рецептов, советов и высказываний, созданных им, но без ссылок на его авторство, опубликованных в некоторых изданиях лечебников или справочников нечистоплотными от литературы и медицины людьми.

- Бог с ними, - говорит Рим Билалович. Лишь бы людям помогало. В этом он весь: великодушный и снисходительный. Видящий во всем самое главное – помощь человеку, исцеление его душевной и телесной хвори.

Рим травник-целитель. Когда я спросил его, откуда у него появился этот дар целительства? Рим ответил: не знаю, будто кто-то ведет меня, помогая, чем может. Вполне возможно, что это так. Но те, кто знает его трудолюбие и стремление как можно больше узнать о проблеме, которую он решает, могут с уверенностью сказать, что именно эти качества и помогали ему двигаться вперед. Овладевать знаниями, хранимые народами многих уголков мира. Именно с такими знаниями шёл на помощь людям этот богоугодный, честный и правдивый человек.

Я повторюсь, писать о друге, которого любишь и знаешь десятки лет одновременно легко и трудно. Перехлестывают чувства и воспоминания. После нашей последней встречи, когда он подарил мне свое очередное произведение - «Книга откровений. По следам «Одолень-травы», в ней с поразительным поэтическим чувством, берущим за душу, приведено его стихотворение-откровение.  Вот отрывок из него.

 

Я к горизонту близко подошел,
Уж за черту ступил одной ногой.
За горизонтом очень хорошо –
Там жизнь другая. И народ другой.
 
Неведомы там лицемерие и ложь.
Никто тебя не держит за скотину
И подло не предаст за медный грош,
Исподтишка никто не плюнет в спину.
 
Там нет рабов. Нет нищих. Нет господ.
Нет зависти, продажности и страха.
Никто бездарного до звезд не вознесет,
А одаренному не уготовит плаху.
 
За горизонтом ждут меня, зовут.
Почти весь круг друзей там обитает,
Один лишь я подзадержался тут –
Земная жизнь меня не отпускает.
 
Я жил привольно, как живет река,
И как река без устали работал.
Доверчивым, беспечным был, пока
Мне горизонт не приоткрыл ворота.
 
Еще не все прошел я испытанья.
Прощен не всеми. Сам не всех простил.
Я должен выполнить последнее заданье:
Вернуть народу все, что накопил.
 
Нет у меня ни серебра, ни злата,
Наград и прочих благ не заслужил,
Одна лишь голова моя богата,
Весь опыт жизни я в нее вложил.
 
Нет в мире ничего дороже знаний.
Их унести с собой – великий грех.
Пускай они послужат созиданью,
Не для себя я их копил – для всех.
 
И если мне спасибо скажут люди,
Их благодарность будет учтена.
За горизонтом мне открыта будет
Другая, справедливая страна.
 
Быть может поэт Светлов был не прав направив талант Рима Ахмедова в стезю прозы, а не поэзии? В тоже время те читатели кто знаком с его произведениями наверняка отметят его «Ахмедовский почерк», его стиль, приближенный к поэзии, особенно в описании природы.

Тогда я ему сказал - Дорогой Рим, разговор о приближающемся горизонте жизни давай отложим. Как ни как он у каждого свой и его мнимая видимость зависит от того, с какой точки ты на него смотришь. Ты смотришь с вершины своего таланта, с вершины любви к тебе людей тебя знающих и верящих в твои силы и твою мудрость. Ты подожди, отодвинь подальше этот горизонт. Живи долго, радостно и честно так, как это ты делал всю свою жизнь! На письменном столе дочери писателя Лили, как память об отце, стоит его пишущая машинка с вставленными в нее чистыми, как помыслы отца листами бумаги. А на стеллажах его книги, от которых веет любовь к людям, к их судьбам.

На проводах Рима Билаловича один из его пациентов, которому он на многие годы продлил жизнь, сравнил его с Горьковским героем Данко!  Пожалуй, лучшей оценки его жизни, и творчества не скажешь.

В середине марта 2020 года в зале Союза писателей Башкортостана собрались люди почитатели его таланта. Зал был полон. Выступали поэты Роберт Паль и Николай Грахов, композитор Рим Хасанов. Писатели Борис Павлов, Алла Докучаева и многие другие. Все, как один, отмечали вклад Рима Ахмедова не только в литературу Башкортостана, но и литературу России. Выступали и те, кому он на годы продлил жизнь. А таких людей не только в Башкирии, России, но и за рубежом немало.

Его книга «Одолень трава» снискала международную славу. Более десяти раз большим тиражом издавалась она издательством «Китап».

По предложению писателей, поэтов, журналистов и присутствующих жителей Башкортостана было выдвинуты два предложения.

Увековечить имя любимого писателя, назвав одну из улиц Уфы его именем. Установить на доме, в котором он жил долгие годы памятную мемориальную доску.

Дай то бог, чтобы это когда-то свершилось!

 

Вадим Марушин. Друг.

 

Сейчас дело целительства созданное Римом Ахмедовым продолжает его дочь Лиля Римовна Ахмедова.

 

                 

ГОСТИ | ДРУЗЬЯ

Почетные гости и друзья.

ПАРТНЕРЫ

 

Группа компаний "БУЛАТ"

РОО "БЛАГОМИР"

  

ПОЛНЫЙ СПИСОК >>>

  

 

"ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ". ФотоЖурнал. 2020 г.

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
является бессменным
партнером Федерации
СБЕ (ММА) РБ

КОНТАКТЫ

Республика Башкортостан,
г.Уфа, ул. Мустая Карима, 41
Тел. +7 (347) 266-77-76
E-mail: yapatriotrb@yandex.ru
На карте: >>> Открыть карту

 


"Я ПАТРИОТ" РБ в Вконтакте!"Я ПАТРИОТ" РБ в Ок!ОффКанал "Я ПАТРИОТ" РБ в Ютуб!

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ - победитель второго конкурса 2020 года Фонда президентских грантов!

Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации
 
"Патриотизм –  это и есть национальная идея. И другой объединяющей  идеи, кроме патриотизма, быть не может!"
В.В. Путин

Посмотреть видео выступления

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ

 

Проекты РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
Читальня патриота
bessmertniy polk emblema
Герои моей Отчизны!
Города-герои СССР
Конкурсы и акции
Электронный вариант книги о РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
 Официальный канал на Ютубе | Official channel in YouTube
dzen marushina
Яндекс.Метрика

Наши координаты

Российская Федерация, 450094
Республика Башкортостан, 
г.Уфа, Пр.Октября, 85/2
Тел.: +7(347)266-77-76
E-mail:
 
 Земной шар - наш общий дом!
 

Правовая информация.

© Все права защищены. РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан. При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на источник обязательна. Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Все сообщения РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан предназначены для пользователей старше 18 лет.