Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

(Из cерии «Зовущие тропы Урал-батыра»)

ПО САКМАРЕ - РЕКЕ ЛЕГЕНД, СКАЗАНИЙ И КАМЕННЫХ СОКРОВИЩ

Направление маршрута  - с. Юлдыбаево (Баймакский район) - порог Яман-таш - д.Староякупово - порог Баракал - д.Сабырово - р.Зилаир - д Большеабишево - ..        
Протяженность маршрута -132 км.
Продолжительность 5 - 8 дней, плюс 2 дня в случае проведения экскурсий.
Категория сложности - 1«у» - 2. Зависит от вида судов, сроков и уровня воды в реке.
Основные препятствия – Шиверы, прижимы, в нижней части завалы, пороги «Ложный Яман-таш», Яман-таш и Баракал  2-3 категории сложности.
Экскурсионные объекты – Водопад Гадельша, медно-колчеданный карьер и краеведческий музей в г.Сибай; краеведческий музей в селе Темясово -первой столице Башкирии, озеро Талкас и многопрофильный, лечебно-профилактический санаторий «Талкас» с кумысолечением; Каньонообразное устье реки Крепостной Зилаир, выходы яшм. Карьер по добыче раухтопаза  и хрусталя.
Варианты схода с маршрута - Из д. Янтышево до райцентра Акьяра (35 км) на ежедневном рейсовом автобусе.  Нанять грузовую машину у частников или школьный автобус до г. Кувандык (130 км). От Акъяра автобусом в Сибай, Орск (проходящие), Уфу. После Янтышево до Кувандыка возможен выход с маршрута в деревнях Большеарслангулово, Большеабишево или Чураево.
Особые требования - Иметь опыт руководства 1 к/с и участия - 2 к/с.
 
НЕТОРОПЛИВОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ

Как говорится в знаменитом эпосе «Урал-батыр», Яик, Идель, Нугуш, и Сакмар были сыновьями богатыря Урала, который подарил миру бессмертие, опрыскав его живой водой из волшебного родника. И вот братья: Яик, Нугуш и Сакмар захотели новые места искать на просторах окружающих гор. Также, как Идель, один за другим ударили своими булатными мечами по горам, чтобы  дать воду людям, стра­дающим от засухи.  — И забила, говорят, вода. Побежали, журча от их ударов еще три реки. С тех пор имена этих батыров стали названиями рек. С одной из них – рекой Сакмарой и прилегающей к долине местности мы и познакомим, совершив увлекательное путешествие.{jcomments on}

Башкирское Зауралье протянулось узкой полосой вдоль восточной части Башкирии вдоль границ Челябинской и Оренбургской областей. Поверхность имеет общий наклон на Восток. Район богат медноколчеданными, марганцевыми и хромитовыми рудами, россыпным и рудным золотом, различными  яшмами.

Леса состоят из лиственницы, сосны с примесью березы и осины. Большей частью они сейчас вырублены, естественные степи из ковылей, типчака и разнотравья сохранились только на склонах увалов и сопок.

И здесь, почти в центре Южного Урала, на восточных склонах хребта Уралтау, поросшего сосново-березовыми лесами, в сумрачной прохладе его скальных теснин берет свое начало Сакмара — основной правый приток реки Урал, именуемой в стародавние времена рекой Яик.

Устремляясь на юг  Сакмара врезает свою долину в Зилаирское плато, сложенное разнообразными по геологическому возрасту горными породами. Образует живописные скалы, каньонообразные ущелья, причудливые пейзажи.

 Климат района путешествия континентальный, недостаточно увлажненный. Самый холодный месяц — январь, минимальная температура воздуха от —35°С до —41°С, в отдельные годы (январь 1979 г.)  до —42—44°С. Самый жаркий месяц — июль (максимальная температура воздуха от +30°С до +35°С).

Осадки выпадают неравномерно: наибольшее количество — в мае, июне, июле; наименьшее — в феврале. Больше всего осадков выпадает в летнее время (377—383 мм). За холодный период выпадает 118—147 мм.

На климат влияет его положение в «барьерной тени» Уральских гор, доступность сибирским континентальным и трансформированным тропическим воздушным массам Казахстана и Средней  Азии. Зима холодная и малоснежная, лето теплое и засушливое.

Среднегодовая сумма осадков составляет 587 мм. Снежный покров устанавливается с 20 октября и держится до 20 апреля. Средняя его высота — 69 см.  Весенние заморозки прекращаются в основном в 3-й декаде мая — 1-й декаде июня, в отдельные годы — во 2-й декаде июня. Это следует учитывать при разработке маршрута т.к. необходимость иметь теплую экипировку очевидна. Первые Летом и зимой преобладают восточные, юго-восточные, южные, юго-западные ветры. Самый большой процент суховейных ветров приходится на май—июнь. Ветры могут встретиться на выходе Сакмары из горной части в степные просторы и дуть в течение двух недель кряду. Практика показывает, что во время похода защиту от сильного ветра следует искать у высоких подветренных берегов речной долины. Зачастую ветер бывает настолько сильным, что ломает вершины деревьев и по воздуху переносит через реку. Единственным спасением от таких ураганных ветров является срочное причаливание судов к ближайшему берегу реки или к острову.

Интересны наблюдения за климатом и предвидение  развития в низовье Сакмары виноградарства, которые сделаны великим Петром Симоном Палласом  Он при первом же своем знакомстве с природой и климатическими условиями Оренбургского края  высказал предположение о возможности разведения здесь винограда, а ведь в то время и обыкновенной яблони неросло в крае.

Паллас писал: "Все вверх по реке Сакмаре простирающиеся и гористой ея берег составляющие холмы имеют столь хорошую и отчасти столь способную землю, что к насаждению винограда не можно найти лучшей страны в Российской империи, и конечно,  бы удалось развести виноградные сады, если бы искусные в таком деле садовники сделали опыт с виноградом, который удобно растет на иловатой земле".

Такие искусные садовники нашлись  в наши дни, и неслучайно под Оренбургом создан опорный пункт Института виноградарства, способствующий широкому распространению культуры «северного винограда».

Основу гидрографической сети Сакмары составляют ее притоки - Баракал, Большой Ик, Большой Сурень, Зилаир, Касмарка, Крепостной Зилаир. Речная долина Сакмары глубоко врезана (до 300—350 м), склоны к ним крутые, нередко обрывистые и скалистые. Питаются реки за счет осадков и подземных источников.

Реки Зауралья относятся к двум бассейнам – Каспийского моря и Карского моря Северного Ледовитого океана. Река Урал с притоками Таналык, Сакмара, Большой Кизил, несет свои воды в Каспийское море, а реки расположенные в северной части Зауралья - к северу от Сакмары, - Уй, Миасс и еще 16 небольших речек принадлежат бассейну Карского моря.

На маршруте проблем с питьевой водой практически нет. Встречаются большое количество мелких ручьев и родников, да и вода самой реки чистая к тому же по берегам мало деревень. Дров вполне достаточно, хотя,  в степной части речной долины за ними приходится ходить.

При весеннем половодье часть пойм Сакмары подвергается кратковременному затоплению. Но оно отмечается не каждый год. Половодье начинается обычно во второй декаде апреля и характеризуется быстрым подъемом уровня воды. Спад воды продолжается до июня. Ледостав начинается в начале ноября.

Следует иметь ввиду, что в высокую весеннюю воду при  обустройстве биваков необходимо учитывать не только факт подъема ее уровня в Сакмаре из-за продолжающегося снеготаяния в горах и близлежащих отрогах, но и возможность выпадения осадков в ее верховье.  Поэтому не следует делать ночлеги вблизи уреза воды, и при разработке маршрута определить их безопасные места. Обычно ими бывают места вторых надпойменных террас.

Любое туристское путешествие, помимо спортивных целей, являет собой знакомство с познанием незнакомых мест. Их историей, географическими особенностями, наличием экскурсионных объектов, обычаями коренных жителей и многим другим. Поэтому наш совет – при подготовке своего путешествия задайте себе вопрос: чтобы вы хотели узнать, с чем познакомиться, что оставить в своей памяти о предстоящем путешествии. Запланируйте несколько дней для радиальных выходов-экскурсий. Интересы человека многогранны, и знания его накапливаются постепенно. Исходя из этих соображений, и построен наш маршрут. Даны сведения, которые помогут  поближе ознакомиться с природой, местами, обычаями и традициями людей здесь проживающих.

 Размеры Сибайского карьера внушительны: диаметр чаши – 2 км, глубина -587 метров. Сибайский карьер по своей глубине занимает четвертое место в мире.

СИБАЙСКИЙ КАРЬЕР

Не спешите сразу начинать сплавляться. Поэтому советуем при разработке маршрута выделить пару дней дня экскурсий. Неизвестно, когда вы еще здесь побываете.

Познакомьтесь с городом Сибай, который именуют не иначе, как столица башкирского Зауралья. Своим рождением он обязан природным богатствам края.

На Урале люди с древнейших времен добывали медь. Это доказывают раскопки на месте древних городов Аркаим и Таналык и многочисленные медные копи. В Таналыково–Баймакском горнорудном районе, куда входила и эта территория, и расположен город Сибай. Здесь  в 1913 году был построен первый медеплавильный завод и началась добыча золота. С тех пор и создавался величественный карьер.

Размеры Сибайского карьера внушительны: диаметр чаши – 2 км, глубина -587 метров. Сибайский карьер по своей глубине занимает четвертое место в мире. Основные полезные ископаемые, добываемые здесь — медно-цинковый и медно-серный колчедан. Карьер принадлежит Уральской горно-металлургической компании.  К сожалению, в ноябре 2018 года из карьера через трещины начал выходить белый дым с резким запахом. Экологи выяснили, что в течение нескольких месяцев в подземных шахтах тлеет сера, выделяя ядовитый сернистый газ. Было принято решение затопить карьер водой. По данным сибайского филиала Учалинского горно-обогатительного комбината, для заполнения чаши карьера понадобится порядка 400 тысяч кубических метров воды. Поэтому ежедневно в соответствии с техническими возможностями в карьер   подается около 10 тысяч кубометров воды. И это займет несколько месяцев. Тем не менее этот карьер несомненно является познавательным экскурсионным объектом.

Известный писатель и публицист Рамиль Хакимов, посетивший Сибай, писал: «Дорога в Сибайский карьер напоминает круги Дантова ада. Исполинские кольца спирали ввинчиваются вглубь Земли так неотвратимо, что кажется, они не остановятся, пока не доберутся до самой ее сердцевины. Пока спускаешься – все время ощущаешь нарастающее давление на перепонки. Словно в самолете, идущем на посадку». Как утверждают, месторождение было замечено местным охотником деревни Старый Сибай. Во время охоты он стал преследовать куницу, но та, добежав до норы, спряталась в ней. Охотник стал раскапывать нору и обнаружил кусок тяжелой, ранее не встречающийся ему красной глины. Он рассказал о своей находке людям. Приехали геологи, которые определили, что это не глина, а бурый железняк с высоким содержанием золота и серебра. Что именно они являются спутниками медных руд. Впоследствии была заложена шахта, и в январе 1944 года был пущен в строй медеплавильный завод, а потом организован Башкирский медно-серный комбинат. Он и  положил начало строительства города Сибая. Добычу руды в карьере стали вести взрывным способом, создававшим ощутимые землетрясения в радиусе нескольких километров. Поэтому стены строящихся домов стали делать сейсмостойкими, толщиной в 70 см.

Сибайская руда, это кладезь самых различных ископаемых. Одним из них является золото, с которым связано много легенд.

В одной из них говорится о золотой кобылице.
«Жил на селе молодой парень - пастух-сирота. И увидел он однажды у колодца золотую кобылицу. Вышел стадо собирать, смотрит – стоит она, голову подняла. Тут как раз заря занялась, хорошо все видно. Смотрит пастух, а подойти ближе боится. Она – чисто из золота, заржала тихо и пропала. И так это было диковинно, что парень подумал, не почудилось ли ему. Весь день ходил по пастбищу, а местность в Зауралье гористая. И в этот же день нашел пастух в лощине самородок  - с кулак размером.     Люди говорили, что не один он эту кобылицу видел. И всегда тот, кто видел, или самородок находил, или на жилу попадал.

Водопад Гадельша клокочет в узком глубоком ущелье на восточном склоне хребта Ирендык. Особенно он красив весной.  Летом водопад становится небольшим ручьем, весело бегущим по камням. Этот водопад с 1965 года является геоморфологическим памятником природы Башкирии и считается  самым высоким среди всех водопадов республики.Неподалеку от города находится другой экскурсионный объект маршрута - водопад Гадельша - самый высокий водопад в Башкортостане. Его первая ступень составляет 7 метров, а общая высота водопада превышает 20м. Находится в 15 километрах от г. Сибай.

Путь к нему прост, притом, что можно воспользоваться автомашиной, идущей в сторону пионерского лагеря близ которого и расположено это творение природы.

Название свое он получил от близлежащей деревни Гадельша, которая названа в честь юртового старшины Гадельши Илишева еще в 1757 году.

У водопада есть и другое название – Туяляс. Это название небольшой горной реки, на притоке которой и находится водопад. По одной из версий название реки Туяляс происходит от названия древнетюркского племени телес, но по вине геодезистов и картографов, составлявших карту этой  местности, название ее искажено и переименовано в Худолаз.

Водопад Гадельша клокочет в узком глубоком ущелье на восточном склоне хребта Ирендык. Особенно он красив весной.  Летом водопад становится небольшим ручьем, весело бегущим по камням. Этот водопад с 1965 года является геоморфологическим памятником природы Башкирии и считается  самым высоким среди всех водопадов республики.

При желании и наличии времени можно посетить и село Темясово, которое расположено неподалеку от горного озера Талкас. Со стороны д.Юлдыбаево, от которого начинается ваш маршрут туда ходит рейсовый автобус. В  центре села работает Темясовский историко-краеведческий музей, рассказывающий о первой столице нашей республики - Малой Башкирии. Сохранились дома, в которых трудились известные деятели культуры Башкортостана - Ш. Бабич, З. Биишева, Рауф Муртазин,  З. Валиди.

Это древняя деревня. Ее жители входили в состав 15-го башкирского полка, принимавшего участие в освобождении России и Западной Европы во время Отечественной войны 1812 года. Участвовали во взятии Парижа. Многие из них за свой героизм и подвиги были   награждены серебряными медалями.

Известно, что самой распространенной древесной породой России является лиственница. Из ее отесанных и подогнанных друг к другу стволов, а затем забитых в болотистую землю, в Санкт-Петербурге создана торцовая площадь. Прошли века, но она верой и правдой служит жителям этого города. Но, вряд ли сыщешь на Европейской равнине такие лиственницы, которым насчитывается более 700 лет, но такие деревья-долгожители в Башкирии есть! Растут они на Зилаирском плато, в Кананикольском лесхозе Мало-Икском лесничестве, кв.19, выделе 16.. Диаметр их на высоте груди (130 см от поверхности почвы) составляет 108 см, обхват ствола 6 метров, а крона взметнулась на высоту двенадцати этажного дома, на 28 метров. Это поистине живые свидетели далекого прошлого. При сопоставлении их с историей России оказалось, что эти гиганты начали свою жизнь еще в начале Х1V века. Во время Куликовской битвы (1380 год) в возрасте около 80 лет они были довольно высокими деревьями толщиной 30 см. То есть она является свидетельницей Ледового побоища. Когда Ермак шел в Сибирь (1581 год), деревья стали довольно солидными (толщиной более 60 см). К моменту основания г.Уфы (1574 год) диаметр их достиг почти 65 см. В период походов Е.Пугачева и его соратника Салавата Юлаева по Южному Уралу (1773-1775 гг) лиственницы превратились в величественные деревья, мало отличающиеся по внешнему виду от нынешних.

Осенью, когда у большинства деревьев облетает листва, и они нагие стоят под студеным ветром, лиственница, в своем золотом наряде радует глаз – как память о недавно ушедшем лете.

Кажется, будто луч солнца, невесть откуда взявшийся меж туч и непогоды, высветил эти деревья. И стоят они так, пока мягкое золото их листвы не осыплется и ляжет до весны на стылую землю солнечным кольцом вокруг ствола, сохраняя тем самым накопленное  за лето тепло.

Места, по которым проходит маршрут весьма  интересные. Здесь проходили первые караванные пути из России в Индию. Во времена Крестьянской войны 1773—1775 годов впервые повстречались национальный герой Салават Юлаев и  Емельян Пугачев. Для сбора материалов при написании повести «Капитанская дочка» бывал здесь А. С. Пушкин. Специально на кумысолечение приезжал  Л. Н. Толстой. В годы гражданской войны шли отряды В. К. Блюхера, а позже — полки В. И. Чапаева.

Река Сакмара была известна народам с глубокой древности. Так, в 1154 году арабский географ аль-Идриси описывал ее под названием Магра и отмечал обилие в ней драгоценных камней.

Среди многочисленных версий о происхождении названия реки заслуживает внимание следующие: «Овечья река» («сху» - «овца» и «мара» - «большая река»). Действительно, во время сезонных миграций с юга на север именно на берегах Сакмары сосредотачивались отары овец кочевников. Здесь они находили прекрасные пастбища и водопои, благоприятные условия для ягнения овец и выращивания молодняка. Впрочем, сами башкиры называют эту реку иначе – Хакмар, то есть «Осторожно иди».

Среди других башкирских рек Сакмара выделяется своим характером, прокладывая свое ложе то среди неприступных скал, обнимающих ее берега орлиными кручами, то лесами и бескрайними просторами степей.

Прорываясь в вольные степи, крушит река  отвесные твердыни скалистых берегов. Пенными шапками покрывает пороги и оскалы шивер, перескакивает через них, делает почти сходящиеся излучины — меандры. Наконец выходит в степное раздолье, отражая в зеркальной глади своих плесов леса, утесы и синеву безоблачного неба с парящими орлами-беркутами.

В своем низовье река продолжает проявлять свой непокорный характер. Узкими быстринами перекатов, упираясь в пойменные берега, разрушает их, сваливает в воду вековые деревья,  разливаясь по широкой долине, образует острова с  протоками. Прячется в них, образуя заторы из деревьев, принесенных вешними водами — попробуй, разберись, какой из них плыть?

По этой строптивой реке, доступной для сплава лишь опытным туристам, мы и предлагаем  совершить путешествие. Познакомиться  с тем, что скрыто по берегам  ее долины. Узнать о самом благородном и преданном животном - лошади, без которой невозможно представить себе жизнь башкир. Посмотреть на косяки кумысных кобылиц исстари привыкших к вольной жизни. Здесь же увидеть и огороженные места, где доят дойных кобылиц – гордости башкир. Молоко их издавна используют для изготовления кумыса - богатырского напитка жителей этих мест. Уверен, что лошадь – одно из благородных животных и кумыс, созданный женскими умелыми руками,  заслужили того, чтобы более подробно рассказать и о лошадях и кумысе. Кумыс так, как и  бортевой мед, является «визитной карточкой» Башкортостана. Служит верным экономическим подспорьем для местных жителей.

 

БАШКИРСКАЯ ЛОШАДЬ ЭТО НЕ ПРОСТО СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

 

Трудно представить себе башкира - жителя гор и степей без его верного друга и помощника, лошади. Без нее он не обходится,  как в быту, так и в воинских походах. Недаром на  всех сельских праздниках скачки, на лошадях являются главным их событием. Даже борьба на поясах «куреш» и та  по накалу страстей болельщиков отстает от них.

Где, когда, и как произошло это животное своим видом, украшающее гербы и флаги ряда государств. Например, таких, как: Монголия, Верхняя Вольта, Нигерия, Уругвай и даже флаги Венесуэлы и Мальты.

Ученые-лингвисты считают, что первыми людьми на нашей планете, которые приручили лошадь и одомашнили коня, являются индоевропейцы – предки иранцев, греков, германцев, славян и других европейских народов. Подтверждение тому они находят в том, что слово «конь» - индоевропейского происхождения. Это же относится и к религиозному культу коня, который был развит именно у индоевропейцев.

Сейчас уже известно, что лошади, или эквиды, прошли длительный и сложный путь исторического, эволюционного развития. Ученые установили, что вымершие еще в доисторические времена предки лошадей впервые появились в Северной Америке. Они были маленькими, многопалыми и вовсе не походили на современных лошадей. Около 50 миллионов лет назад в сырых лесах Северной Америки жил прямой предок лошади – эогиппус, ростом с небольшую лисичку. У него было по четыре пальца на передних ногах и по три – на задних. Зубы его были приспособлены к перетиранию растительной пищи. Обитали и в Европе похожие на него животные. Они были несколько крупнее американских сородичей и достигали роста в холке до 1 метра или немного больше.

В те далекие времена Берингово пролива не существовало и предки лошадей из Северной Америки свободно переходили через перешеек между Аляской и Чукоткой, проникая вначале в Азию, а затем в Европу и Африку. Стада их были многочисленны и населяли равнины, покрытые густыми травами.

Во время ледникового периода все дикие лошади в Северной Америке погибли. В Евразии, из-за меньшей площади оледенения, а в Африке где оно вообще отсутствовало, лошади сохранились. Прошло значительное время и этих диких лошадей сменили более совершенные животные – тарпаны. Они заселяли просторы бескрайних южноукраинских, Оренбургских, а восточнее – Барабинских степей. Вот они то, наверняка, оставили свой генетический след в неприхотливом, выносливом и смелом характере нашей, башкирской лошади.

В археологических раскопках учеными установлено, что на месте стоянок людей каменного века часто встречаются их кости, что свидетельствует о том, что лошади были  предметом их охоты.

Действительно, мясо лошадей превосходит по физико-химическим свойствам жиров мясо крупного рогатого скота. Считается диетическим. Ценится за наличие полноценных белков и витаминов. Содержит микроэлементы: кобальт, йод, медь. Да и некоторых аминокислот в нем больше чем в говядине.

Мне не раз приходилось путешествовать по Алтаю, Саянам, бывшим республикам Средней Азии.

Общеизвестно, что все жители степей и гор прекрасные наездники. Можно с уверенностью сказать, что все они приучены к обращению с лошадью со дня своего рождения. И это факт. В кочевом хозяйстве башкир лошадь служила, прежде всего, средством передвижения. На ней ездили в гости, искали водопои, охраняли стада, разведывали новые пастбища. Управляли лошадью все – и стар, и млад, мужчины и женщины.

Женщины, у которых были грудные дети, сажали их за пазуху своего халата, к груди, и подпоясывались кушаком. Кроме того, позади себя они нередко на особую узкую длинную подушку, прикрепленную на круп лошади, сажали еще одного или двух малышей в возрасте от одного до тех лет. Привязывали их кушаком, который пропускался под руки матери и завязывался у нее на груди. Ребенок, который сидел сзади, держался руками за переднего, а тот, в свою очередь, за кушак матери. Иногда родители усаживали детей впереди себя. В этом случае к седлу привязывались особые деревянные планки или веревки, за которые дети держались.

 ТАБУН КУМЫСНЫХ КОБЫЛИЦ

ТАБУН КУМЫСНЫХ КОБЫЛИЦ

При таком образе кочевой жизни дети башкир уже в возрасте 2-3 лет приучались сидеть верхом на лошади, а 5-7 летние мальчишки считали себя джигитами.

Наверное, вам будет не безынтересны мои наблюдения за пастухами казахами и киргизами, с которыми я многократно встречался в своих путешествиях по Тянь-Шаню, Памиру и Памиро-Алаю.

Они, как и башкиры – дети гор и степей. Переезжают с пастбища на пастбище по давно изученным тропам и перевалам, перегоняя скот: овец, лошадей, верблюдов. Как правило, вместе со стадом, отарой овец или табуном лошадей следует вся семья. Порою, она бывает, по нашим, но не киргизским, узбекским или казахским меркам, очень большая: человек по 12-15, а то и больше. Среди них большинство дети - от младенческого до взрослого возраста. Все гарцуют на лошадях, в большинстве своем, без седел, а сидя на свернутых халатах.

 Я обратил внимание на то, что очень часто младенцы едут самостоятельно в специально сделанных и подогнанных по крупу лошади люльках. Если у семьи есть верблюды, то непременно на одном из них будет ехать дитя-кроха. При этом его люлька закреплена особым образом: помещена между упруго торчащими горбами верблюда. Именно торчащими, - признаком упитанности и сытости животного. Ко всему этому, между спиной животного и нижней частью люльки, имеется воздушное пространство. Это не только позволяет «вентилировать» воздух между люлькой и спиной животного, сохранять определенную «ауру», но и, вот ведь придумали, - дает возможность малышу справлять свою нужду на ходу, не обременяя этим мать. Правда, «запашок», конечно, есть. Но в пути, когда тебя окружают: скалы, пропасти, живые осыпи и морены, иль череда бешеных речных бродов – не напрыгаешься с лошади, чтобы постоянно следить за «сухостью» ребенка. К тому же, что я подметил, а потом и убедился в данном мне ответе, - и лошадь, и верблюд под люльками малыша обязательно должны быть старыми: они не «взбрыкнутсяет», не покажет свою прыть, не помчит галопом. Идут степенно, мягко ступая по тропе тем самым, убаюкивая малыша. А тот спит и «делает» ей на спину «свое дело», не обременяя собой родителей и взрослых.

Я, хоть и типичный горожанин, но из-за своих туристских скитаний по белу свету, знаю цену айрану и кумысу, обязательно подаваемых хозяином гостю при их встрече. Об этом можно написать не одну страницу воспоминаний. Но это в другой раз. Этот обычай  приема гостя сохранен и башкирами, живущими в горной или степной местности. Они любого странника, зашедшего в их дом или юрту, обязательно встретят этим утоляющим жажду напитком.

В. Марушин: "Я, хоть и типичный горожанин, но из-за своих туристских скитаний по белу свету, знаю цену айрану и кумысу, обязательно подаваемых хозяином гостю при их встрече."

Большой интерес представляет район путешествия и для любителей геологии. Здесь в 1937 году совершил свой знаменитый автопробег выдающийся геолог, академик А. Е. Ферсман. Им впервые была выявлена и описана зеленокаменная полоса Южного Урала, сложенная многими полезными ископаемыми, в том числе и удивительными по красоте и своеобразию поделочными камнями — яшмами.

Хорош и своеобразен этот уголок природы башкирского Зауралья.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА САКМАРЫ

Сакмара  одна из самых протяженных рек республики. Ее длина составляет 760 км, из которых 348 км приходится на Башкортостан, а другая протяженность на Оренбурскую область. Река является основным правым притоком реки Урал, впадая в него вблизи города Оренбург.

На протяжении маршрута  Сакмара пересекает три административных района республики -  Баймакский, Зилаирский и Хайбуллинский, а затем  несет свои воды в Оренбурские степи и раскаленные Мугоджары.

Имеет общее южное направление, закручивает немыслимые, порою почти сходящиеся петли - меандры. Средний коэффициент извилистости реки равен 2,7—3. По рельефу местности, характеру речной долины и встречающимся естественным препятствиям весь маршрут можно разделить на два участка.

Первый — от села Юлдыбаево (начало маршрута) до устья реки Зилаир, протяженностью 110 км и второй — до города Кувандык, протяженностью 88—90 километров.

Первый участок наиболее сложен и интересен в спортивном отношении.  Здесь встречается почти весь набор естественных препятствий, характеризующий спортивную сложность маршрута: пороги, шиверы, перекаты, прижимы, завалы, обносы. Долина реки узкая, а в районе порога Яман-таш — каньонообразная. Река редко превышает ширину своей долины в 200—500 м. Берега скалистые, часто отвесные. Дно реки крупногалечное, каменистое, с обилием крупных скальных обломков, многие из которых остроконечны. Весной в  этих местах образуются стоячие валы воды высотой до полутора-двух метров. Летом же меж ними образуются сливы порогов, редко превышающих высоты в 1 м. Иногда сливы меж камней шивер бывают очень узкими и проходятся ручной проводкой или только на байдарках. И таких мест на маршруте насчитывается около двух десятков.

Второй участок до г.Кувандык  более прост. На нем река течет в хорошо выработанной речной долине, достигающей ширины  нескольких километров.  Скальные  участки  берегов встречаются реже, пойма широкая, заросшая уремой из вяза, черемухи, осокоря, ивы козьей, тальника. Склоны долины часто остепнены и безлесны, поэтому с дровами могут возникнуть небольшие проблемы. На склонах местами видны куртины зарослей казацкого можжевельника, напоминающего арчу, а также типично степная растительность, включая  ковыль. Особенно это прослеживается на южных экспозициях склонов речной долины.

Русло реки крупно  и среднегалечное, местами песчаное, много коряг, а порою и упавших деревьев. Встречается много островов с узкими захламленными поваленными деревьями протоками. Родников и ручьев немного. В конце маршрута появляются затяжные плесы — река приобретает типично равнинный характер. Возможны сильные ветры-суховеи.

Вскрытие Сакмары от льда происходит обычно во второй декаде апреля. Весенний ледоход длится 4—6 дней. На первом участке сплава возможны ледяные заторы. Весеннее половодье занимает 15—25 дней. Средняя ширина реки в летнее меженное время составляет от 12—15 метров до 50—70 метров на первом участке, и от 30—40 до 100 метров — на втором. Глубины в половодье достигают 2,5 м, а в межень падают до 1—1,5 метра. Средние глубины перекатов весной доходят до 80—90 см, а летом не превышают 30—35 см. Скорость течения весной превышает 2 м/сек, а в межень падает до 0,5—0,6 м/сек.

Большую опасность при сплаве представляют «заколы»— металлические штыри из арматуры, забиваемые рыбаками-браконьерами весной в сливах перекатов для ловли рыбы, идущей на нерест, а также плетни - «язы», которыми они перегораживают мелководную, самую широкую часть перекатов. Наиболее сложный и опасный участок маршрута располагается в 7—8 километрах ниже д. Юлдыбаево. Сама деревня стоит на тракте, соединяющем населенные пункты Сибай — Баймак — Зилаир. Это — отправной пункт маршрута. Добраться сюда несложно. Можно поездом Уфа — Сибай, а затем — попутным транспортом в д.Юлдыбаево. Можно и автобусом, идущим с Южного автовокзала Уфы в Сибай.

ПОРОГ ЛОЖНЫЙ ЯМАН-ТАШ 

ПОРОГ ЛОЖНЫЙ ЯМАН-ТАШ

Сплав начинается от автогужевого моста через Сакмару. Место удобное и безопасное. Через полтора километра встречается деревня Мало-Юлдыбаево, стоящая на левом берегу Сакмары. Река делает крутой поворот на запад и, обогнув скалу, вновь принимает южное направление. Вскоре долина реки начинает сужаться, скалистые уступы встают по обоим берегам — начинается преддверие в каньонообразную долину. Появляются первые приметы Яманташского порога — большие валы воды скатываются с каменных горбов. Это создаст иллюзию порога, но это, так называемый порог «Ложный Яман-таш».

Ложный Яман-таш представлен несколькими последовательно идущими сливами, расположенными в центре русла реки.  В одном из них находится  огромный камень, а за ним    шивера, которая метров через 400 создает прижим к скале на левом берегу.

Шиверы проходятся по центру, а слив у выступающего большого камня – ближе к левому берегу с поворотом вправо. Необходима предварительная разведка со страховкой «морковкой» или экипажем за большим камнем.

ЛЕВЫЙ СЛИВ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ПОРОГА ЯМАН-ТАШ

ЛЕВЫЙ СЛИВ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ПОРОГА ЯМАН-ТАШ

Основной порог  Яман-таш расположен в 1,5-2  км ниже по течению. Поэтому, пройдя стояки волн необходимо пристать к левому берегу и вновь сделать разведку прохождения более сложного порога.

Название порога Яман-таш, как и любая народная мудрость, точно подчеркивает его дурной характер: «плохой камень»— так это звучит в переводе с башкирского языка.

 ПОРОГ ЯМАН-ТАШ С ВЕРШИНЫ СКАЛЫ ПЯТИКАНТРОП

Порог Яман-таш четырехступенчатый. Весной все ступени скрыты под водой. Только высокие гребни волн вздымаются над каменной грядой, перегораживающей все речное русло. Волны могут  достигать двухметровой высоты.  В меженный период  порог преобразуется. Открываются  узкие сливы и сливы-водопады, с перепадом высот более метра. Пройти узость слива можно только на байдарке с экипажем, имеющим опыт прохождения порогов 2-3 категории сложности и обязательной организацией страховки с левого берега «морковкой», но лучше всего экипажем.

1 ступень расположена сразу за поворотом реки на 90 градусов. Слив воды происходит с огромных плит с перепадом уровня около 1 м.

2 ступень встречается через  50-60 м после первой. Представлена большими каменными глыбами, перегораживающими реку поперек. Валы достигают высоты 1,5 м.

3 ступень находится через  150 м после 2 ступени. Представлена в виде мощной шиверы с валами до 0,7-0,8 м. Главный слив шиверы имеет высоту более 1 м. Правый слив  частично уходит под гигантский камень у правого берега. Левый слив, после прижима,  отклоняется вправо, образуя длинную (около 200-250 м) шиверу, имеющую на выходе большой покрытый водой камень. Нужна осторожность.

 4 ступень это мощная шивера длиной около 400-450м..  Представлена хаосом разнокалиберных валунов, перекрывающих речное русло. Часть из них покрыта пенными шапками, другая видимыми, иногда со следами свежих сколов камнями.  Для ее прохождения необходима разведка, обсуждение действий экипажей и определение мест необходимых страховки.

 КОНЕЦ ПОРОГА ЯМАН-ТАШ В НАЧАЛЕ ИЮНЯ

Первая, вторая и третья ступени Яманташского порога проходятся ближе к левому берегу. После прохода третьей ступени необходимо совершить резкий поворот к правому берегу. Третью ступень порога можно пройти и у правого берега. В этом случае необходимо вписаться  в поток, иначе неизбежен опрокидывание - оверкиль байдарки с риском попадания под  скалу правого берега.

Страховка 1-3 ступеней осуществляется с левого берега. Вход в 4 ступень по центру русла с прохождением крупных валунов ближе к правому берегу. Дальнейший проход шиверы предпочтителен по центру с выходом из нее у правого берега, откуда и осуществляется страховка экипажей.

Ширина русла реки в этом месте не более 40-50 метров. Правый берег скальный, левый порос мелколесьем, что затрудняет организацию страховки. Сразу за порогом начинается глубоководная шивера, почти непроходимая на плотах и труднопроходимая на байдарках в низкую воду.

Если экипаж недостаточно опытен, то обнос третей и четвертой ступеней порога Яман-таш осуществляется вдоль левого берега, представленного пойменной и двумя надпойменными террасами.

Долгие годы в этом месте проводились соревнования туристов-водников по ТВТ - технике водного туризма. Затем они были перенесены в район Айгирских порогов расположенных на реке Малый Инзер, у подножья горы Малый Яман-тау.

Метров через 150 шивера начавшаяся у четвертой ступени, заканчивается у высокой скалы, очертаниями напоминающей голову собаки или обезьяны. Туристы назвали ее «Пятикантропом». За ней следует очередная шивера с острыми скальными обломками в русле. Для ее разведки нужно пристать сразу за скалой. Весной шивера проходима хорошо, а летом вход в нее лучше делать у самой кромки левого берега и метров через 100 уйти в  середину потока.

 ШИВЕРА ПОСЛЕ 4 СТУПЕНИ ПОРОГА ЯМАН-ТАШ

Порог Яман-таш по его своеобразию, неповторимой красоте и уникальной природе можно отнести к ландшафтным памятникам Башкирии.

Километрах в восьми от порога Яман-таш на левом берегу Сакмары стоит деревня Староякупово, а в полутора километрах ниже — устье реки Крепостной Зилаир. Устье ее каньонообразно. Скалы невысокие, но живописные. Сложены они древними розовыми, красными, серыми сланцами верхнего протерозоя. Вершины скал сильно разрушены и заканчиваются округлыми останцами, которые придают им причудливый вид стен средневековых замков. Это место также можно отнести к ландшафтным памятникам природы Башкирии.

Течение Сакмары несколько выравнивается, и километров через десять от устья Крепостного Зилаира река резко поворачивает вправо — на север, упираясь в склон горы Эльмак, образуя там узкую и длинную меандру. Левый берег представлен высоченными скалами, к которым сильно прижимает. Но вот река  вновь поворачивает на юг и с правого борта открывается широкая поляна с родником и небольшой речушкой Сакмар-тиле, впадающей в Сакмару. Здесь хорошее место для ночлега.

В 1,5 - 2 км ниже по течению  летом образуется порог, проходимый у правого берега. Весной здесь стоячие валы, высотой до 1 метра. Начинает меняться растительность. Леса отступают,  заменяясь редколесьем, а затем остепненными лугами с загонами для скота, часто используемые для дойки кумысных кобылиц. Попытайте счастья во встреченных деревнях отведать кумыс, купить каймак – густую сметану, превосходящую по вкусовым качествам сливочное масло. Попытка – не пытка!

 

КУМЫС – НАРОДНЫЙ БОГАТЫРСКИЙ НАПИТОК.           

Левобережье реки представлено степной растительностью и небольшими по размеру колками леса. Табунки лошадей с жеребятами-стригунками, жеребцы, стерегущие свои табуны кобылиц, орлы, парящие в безоблачном небе – все умиротворяет ваши души, истосковавшиеся по воле, по воздуху, настоянным на аромате цветущих горных трав.

Из горожан мало кто знает, что лошади – не только сельские труженицы, но и основные доноры для производства медицинских препаратов, применяемых при лечении столбняка, бутулизма и ряда других заболеваний. Но главное, это молоко кобылиц, его  целебная сила, созданная умелыми женскими руками, называемое кумыс. Именно этот напиток взбитый и созданный в липовых чиляках-кадушках  служил основным продуктом питания летом для многих кочевников, в том числе и башкир.

О питательности кумыса академик  П.С.Паллас, изучавший наш башкирский край писал, что, «… напившись допьяна хорошего кумыса, башкирцы до трех дней к пище охоты не чувствуют, поэтому… летом сей напиток и другие молочные приправы главную им составляли пищу». О питательности кумыса академик  П.С.Паллас, изучавший наш башкирский край писал, что, «… напившись допьяна хорошего кумыса, башкирцы до трех дней к пище охоты не чувствуют, поэтому… летом сей напиток и другие молочные приправы главную им составляли пищу». Но не только этим интересен предложенный маршрут. Немало легенд, сказаний и былей, связанных с целебной силой кумыса хранится в народе. Например, согласно сказанию, передаваемому народом из уст в уста уже почти 200 лет, о его силе, сумевшей изгнать хворь у российского царя, говорится так.

Заболел как-то царь-государь Российской империи. Повсякому пытались его ле­чить, но не действовали на него никакие лекарства и снадобья. Не оставляла болезнь царя. И вот осмотрел его как-то один ученый знахарь и дал такой совет: «Найди двух черных кобылиц, их молоко тебя исцелит». Царь приказал немедленно найти таких кобылиц.

Ответственное поручение - ле­чить и исцелить царя - пало на плечи сына Мамбет-бая Исянгула. А причина была та­кая: майор Исянгул верой-правдой служил императорскому двору, пришелся по душе генерал-губернатору. К тому же он был образованным человеком. Вот по­чему излечение царя башкирским кумысом было поручено именно ему. Майор Исян­гул запряг в повозку двух жеребых черных кобылиц, захватил с собой бабку свою Салиху и отправился в столицу России город Петербург.

Едва добрались они до царского двора, как Салиха тут же подоила кобылиц и, от­давая все свое умение, взбила кумыс. В летнюю пору, в самый благодатный погожий день, когда пышно и светозарно растут травы, кумыс может исцелить от множества болезней. Благотворно воздействовал он и на больного царя. Постепенно тот поднял­ся с постели, встал на ноги, а потом и вовсе выздоровел. А между тем шустрые доче­ри царя, зануздав кобылиц, учились ездить верхом.

Башкирской женщине Салихе, исцелившей государя, тот подарил превосходно сшитую, украшенную жемчугами и сердоликом, увенчанную золотыми и серебряными монистами бобровую шубу. А Исянгулу за верную службу Отчизне вынес пись­менную благодарность и выдал денежное вознаграждение.

Чтобы и в дальнейшем пить этот целебный, вкусный, крепящий тело и возвыша­ющий дух напиток, царь специально завел при дворе жеребых кобылиц и содержал при них слуг и работников.

Майор Исянгул и старуха Салиха покинули Петербург и отправились на свою ро­дину. Роскошную шубу, подаренную царем, старуха надевала лишь по особым случа­ям: когда шла в гости к самым уважаемым людям, да по праздникам. Когда старуха Салиха умерла, шубу, полученную из рук царя, бережно носили се дочери, а потом - дочери дочерей. В конце концов, шуба обветшала, но про нее остались легенды, ко­торые передаются из уст в уста.

Вот и солнце на полдень повернуло. Ветер-шалун играет сухими травинками-былинками, которые словно паучьи лапки обвили стрелы прошлогоднего засохшего камыша.

Левобережный берег постепенно набирает силу степи. Ее бескрайние просторы вскоре заполонят не только верхнюю часть речной долины, но и спустятся к самой Сакмаре. Весной степь только отходит от зимнего сна. Тут и сям видны пробивающие земную твердь первоцветы, спешат в реке ручьи-бегунки, стараясь отдать реке пусть маленькую, но живительную силу.

В июне река мелеет. Деруны-камни, по весне скрытые в воде, превращают русло Сакмары  с мелководную шиверу. Но, как показывает практика, при желании можно сплавляться, используя резиновые лодки с зачехленным дном и бортами.

За деревней Аралбай, стоящей от места ночлега в 7-8 километрах, есть перекат, проходимый ближе к левому берегу. Сакмара продолжает закручивать свои меандры, образуя  у отвесных круч мощные прижимы. Летом на участке сплава от деревни Аралбай до села Сабырово, стоящего ниже в 40 километрах, встречается деревня Верхнее Галеево, а за ней  5 несложных порогов и три шиверы, которые весной представлены лишь стояками волн.

Порог Баракал водопадного типа. Относится по своей сложности ко второй категории сложности. Представляет собой скопление крупных валунов перегораживающих почти все русло реки.

Порог Баракал водопадного типа. Относится по своей сложности ко второй категории сложности. Представляет собой скопление крупных валунов перегораживающих почти все русло реки.

Начинается он шиверой длиной около 300 м. Общее направление движения - ЮЗЗ. Левый берег представлен отвесным скалистым склоном, поросший лесом. Правый – пойменной террасой с кустарником. Водяные валы, в зависимости от уровня воды, могут быть прямыми и  косыми высотой до 0,8-1 м.

В конце шиверы слева по ходу лежит огромный валун. Справа от него  почти не видимый обливной камень. Его следует обходить либо справа, по сливу с  небольшой «бочкой» в большую воду, либо вдоль правого берега, оставляя этот валун слева. В большую воду порог  вполне проходим по центру. Правый слив более широкий, длинный и бурный. В межень в нем может находиться браконьерский закол, оставленный при креплении плетеной «морды».

Сразу за порогом на правом берегу  находится большое улово удобное для организации страховки. Здесь легко причалить, а при желании на берегу  устроить стоянку.            Метрах в 200 ниже по течению с правого берега впадает  речка Баракал.

Сакмара богата разнообразной рыбой. В ней каждый рыбак найдет для себя подходящий трофей. Только надо знать, где какая рыба водится, когда лучше клюет и на какую снасть лучше рыбачить.

Голавль ловиться по всему руслу реки, поэтому поймать его не представляет труда. Однако особи крупнее предпочитают укромные завалы из стволов деревьев.  Сом также водится в реке в большом количестве. Но это рыба осторожная, прячется в основном в ямах-омутах. К тому же не всякая яма может служить ей укрытием.  В основном сомы концентрируются вблизи своих нерестилищ. Сомята в 3-5 кг ловятся часто. Попадаются особи и до 20 кг. Лучшей наживкой для ловли сома на донку-закидушку является окунь. Дело в том, что окунь является основным врагом для сома во время его нереста6 окуни поедают сомовью икру, а потому у сомов выработался инстинкт сохранения своего потомства.

Еще один популярный представитель рыбного семейства, который часто попадается на удочку рыболовов-любителей - это щука. Она встречается часто, хотя «трофейные» экземпляры весьма редки. Местные жители ловят ее преимущественно на живца. Водится в реке и хариус, но он охраняется законом, а потому ловить его запрещено.

В особо морозные зимы верховье Сакмары может промерзнуть до дна. При сплаве в мае 1978 года, когда зимние морозы на Урале зашкаливали за 50 слишком градусов, в верховье Сакмары рыбы совсем не было. Рыбалка стала возможной лишь в конце маршрута. Там, в зимовальных ямах-омутах, рыба спаслась и постепенно поголовье ее восстановилось.

Видовой состав рыб разнообразный. В основном в него входит подуст, налим, плотва, окунь, уклейка, ерш, пескарь. При желании, умении и терпении группу в 6-8 человек всегда можно накормить ухой и жареной рыбой.

Перед Сабырово —  старой башкирской деревни, встречаются три острова. Первый проходится правой, а второй и третий — левыми протоками. Сразу за третьим островом  летом наводится низкий мост. Через два поворота от моста Сакмара вновь показывает свой характер. Кипит вода на вспененных гребнях шиверы. Вход в нее начинается с середины реки. Затем необходимо уйти к правому берегу с длинной и узкой поляной и, пройдя метров 250, вновь направить судно к середине реки, «змейкой-серпантином», пробираясь среди кипящих бурунов. В среднюю и низкую воду это одна из самых сложных шивер маршрута. Общая длина ее более 500 метров. В конце шиверы находится устье ручья Сабыровка, а за ним перекат, проходимый ближе к левому берегу.

 

РАУХТОПАЗ – ЗАСТЫВШИЙ ДЫМ ВОСТОЧНЫХ СУМЕРЕК.

Река успокаивается. Встреченный остров проходится левой протокой. Но вот Сакмара, сделав небольшую передышку, снова начинает хлестать своими волнами возле места бывшей деревни Караяновка, стоявшей на левом берегу километрах в 10-11 ниже д. Сабырово. Сейчас деревни нет. На ее месте находится  большая поляна, полого уходящая по левобережному склону. Советуем остановиться для радиального выхода к старым шурфам, где в сороковых годах добывали горный хрусталь и раухтопаз.

В июне 1980 года после прошедшей суровой зимы с 50-ти градусными морозами, мы решили очередной раз пройти Сакмару от д. Юлдыбаево до г. Кувандык. Воды в реке было мало, а потому многие шиверы проходились ручной проводкой. Рыбы в реке не было совсем т.к. она промерзла до дна. Главной целью  экспедиции было: выполнение задания Башкирского геологоуправления по отмывке черных шлихов, взятых нами со дна встреченных ручьев и речушек, по наличию в них следов платины и золота. Сбор образцов различных горных пород. Они, слагающие речную долину Сакмары, таят в себе много удивительного и познавательного. Открывают возможности познать сокровенные тайны, сокрытые от людских глаз вековыми толщами. Таким местом наших исследований и явилось это заброшенное месторождение хрусталя и раухтопаза. Для этого  следует подняться по дороге вверх по склону и, дойдя до первой ее развилки, повернуть влево, на север. Неподалеку встретите  старые заброшенные шурфы, а в березовом редколесье, к северу от них  увидите  бывшие  выработки горного хрусталя. В отвалах можно найти щетки и даже крупные кристаллы горного хрусталя, а если повезет, то и кристаллы дымчато-серого раухтопаза. Например, нами в семидесятые годы  здесь был найден кристалл раухтопаза весом более 5-6 кг. В промышленном отношении, видимо, он не представлял ценности из-за его трещиноватости, а потому и был отброшен  добытчиками  в отвалы. Но для музея он вполне годился. Вот, что говорится об этом камне.

Дымчатый кварц или раухтопаз – один из наиболее сильных камней. Он обладает способностью снимать с человека много негативной энергии и служит мощным оберегом.Дымчатый кварц или раухтопаз – один из наиболее сильных камней. Он обладает способностью снимать с человека много негативной энергии и служит мощным оберегом. Окраска дымчатого кварца буро-коричневая, дымчато-серая. Совершенно темные до черных кварцы называют морионами.

Неизвестно, когда этот камень стали называть раухтопазом (от немецкого «раух» - дым), то есть дымчатым топазом. В природе не бывает дымчатых топазов. Но это название прочно укоренилось в обиходе, им пользуются работники торговли, ювелиры и многие любители камня.

Раухтопаз - священный камень Индии и Тибета, где его называют камнем Будды. Дымчатый кварц всегда ценился в этих глубоко религиозных странах выше горного хрусталя – именно благодаря ему восточные мудрецы входили в трансовое состояние и обретали «нирвану», что означает полное очищение сознания и чувство абсолютного блаженства. Дымчатый кварц называли камнем созерцания и покоя, освобождающим организм от шлаков и негатива.

Считалось также, что раухтопаз служит связующей нитью меж миром живых и мертвых. Из древних индийских источников известно, что из кристалла дымчатого кварца была сделана легендарная чаша, обладавшая огромной магической силой: достаточно было коснуться ее или находиться вблизи ее целебной ауры, как наступало полное выздоровление от физических и духовных болезней.

Раньше камень этот звался кенгорм, по названию одноименной горы в Шотландии, именно там его находили в больших количествах. В этой наиболее холодной, суровой и мистической части Британских островов раухтопаз стал излюбленным украшением горцев, как женщин, так и мужчин.

Раухтопаз – кристаллическая разновидность кварца. Твердость 7,0 по шкале Мооса, плотность 2,5-2,8 г/см3, прозрачен, блеск стеклянный, отчетливо выраженный полехроизм, т.е. свойство минералов неодинаково поглощать лучи света и изменять их окраски. Другие названия: дымчатый кварц, смоляк, тальянчик, цыган, шотландский топаз, дымчатый хрусталь, кернгорм, хрусталь-смазень.

Священный камень Индии и Тибета, где его называют «камнем Будды», раухтопаз всегда ценился в этих глубоко религиозных и таинственных странах выше горного хрусталя – именно благодаря ему восточные мудрецы входили в трансовое состояние или обретали «нирвану», что означает полное очищение сознания и чувство абсолютного блаженства. Дымчатый кварц был частым участником медитаций и «фокусом силы», считаясь камнем созерцания и покоя, освобождающим организм  от шлаков и негатива. А в мифах фигурировала волшебная чаша, вырезанная из цельного куска раухтопаза – выпив налитой в нее воды, можно было излечиться от любой болезни.

 В России раухтопаз был известен со времен Средневековья наравне с горным хрусталем, аметистом и цитрином. Эти «кварцы» были одной из основных статей дохода уральских местных жителей, которые резали из них бусы и нехитрые поделки.

ДРУЗА ХРУСТАЛЯ

В России раухтопаз был известен со времен Средневековья наравне с горным хрусталем, аметистом и цитрином. Эти «кварцы» были одной из основных статей дохода уральских местных жителей, которые резали из них бусы и нехитрые поделки. Впрочем, цвет раухтопаза хорош и безо всяких дополнительных ухищрений – камень кажется, будто чуть закоптившимся от невидимой сажи, словно покрытый тонкой сероватой вуалью. Особенно ценны золотисто-коричневые кварцы с включениями волокон рутила – их еще называют «волосатиками», или «волосами Венеры»; такие камни были безумно популярны в XVIII веке, в екатерининскую эпоху, когда великосветские щеголи  носили украшения с крупными волосатиками. А у князя Потемкина, большого любителя и коллекционера украшений, имелся кристалл дымчатого кварца весом в несколько килограммов – тогда раухтопаз наравне с прочими цветными «уральскими» камнями вошел в моду, им украшали табакерки, подставки для цветов, кольца, ожерелья. Так как ярко-желтые цитрины ценились чуть выше, чем раухтопазы, русские мастера придумали оригинальный способ – кристаллы коричневого кварца со всех сторон обмазывали толстым слоем теста, а затем клали в печь и запекали, будто каравай; в результате подобной своеобразной термической обработки камни светлели, золотистый цвет усиливался, а «дым» исчезал, будто его и не было, хлебное «одеяло» же защищало минерал от трещин при нагревании.  Постепенно слава дымчатого кварца упрочилась, и он перестал быть исключительно вставкой для ювелирных украшений.

В конце XIX века, с наступлением «эры Фаберже», раухтопаз приобрел славу «поделочного материала» для бытовых изделий класса люкс – из него вырезали ручки зонтов, пресс-папье, пепельницы, небольшие статуэтки, печати и прочие вещицы, занимавшие потом законное место в доме того или иного аристократа.

Сейчас дымчатый кварц по-прежнему используется как в виде вставок в ювелирные украшения – по большей части кольца и серьги – так и для изготовления небольших изделий. Дымчатый кварц хорошо смотрится и в золоте, и в серебре, часто сочетается с драгоценными камнями, однако и в «чистом» виде он смотрится прекрасно, особенно если кристалл достаточно крупный. Помните, что настоящий раухтопаз всегда прозрачен, темный и непрозрачный или полупрозрачный кварц либо является подкрашенный горным хрусталем, либо морионом – черным кварцем, который считается камнем «тяжелым» и даже опасным для обычных людей.

Лечебное воздействие дымчатого кварца, прежде всего, связано с психикой и нервной системой. Он показан гипервозбудимым и излишне эмоциональным людям, успокаивает, снимает последствия стресса, помогает выйти из депрессии. Это также один из немногих самоцветов, который может быть полезен при лечении алкогольной и особенно наркотической зависимости – страшного бича нашего времени. Кроме того, раухтопаз предохраняет от бесплодия, улучшает состояние надпочечников, печени и поджелудочной железы.

Энергетически дымчатый кварц очень мощен и предназначен для людей сильных духом.  Если такой камень подарить человеку эгоистичному и черствому, то он научит своего хозяина доброте и сопереживанию, избавит от неоправданной гордыни и ревности. Ясновидящие с помощью дымчатого кварца учатся взаимодействовать с Тонким миром и  совершенствовать свои умения, не забывая о возложенном на них долге.

Почему же так происходит – почему шерл, морион и раухтопаз вызывают священный трепет, почему йоги Индии, монахи Тибета и некроманты Европы буквально преклонялись перед застывшими сгустками «дыма», будто пришедшими из потустороннего мира? Наверное, потому что на самом деле они – самые главные помощники на тяжелом пути самопознания, и дымчатый кварц из них – самый сильный.

В разных странах мира камням-самоцветам, камням, используемых в ювелирном деле верили и придавали магические и целебные свойства. Так появились астрологические календари, камни-амулеты и камни-талисманы, связанные со знаками зодиака.

Астрологический календарь ассирийцев и вавилонян.

Лечебные свойства:

Ядвига Василевская в своей книге «Говорят камни» пишет: «Я дала приятелю кусочек раухтопаза для снятия психического напряжения, посоветовала носить его на руке. Через некоторое время он позвонил и сказал, что камень не приносит ему облегчения и радости. Объяснив, что камень устал, напитавшись негативной энергетикой, я посоветовала почистить его в соленой воде. Через час позвонила перепуганная супруга пациента и сказала, что камень взорвал стакан, и он разлетелся на мелкие кусочки. Степень напряжения негативной энергии, снятой с человека, оказалась критической для сосуда. Сам кристалл остался невредим, заставив уверовать в себя».

Он, так же, как и черный кварц – морион, помогает наркоманам вернуться из «другого мира» в реальную жизнь. Благодаря своим «наркотическим» свойствам, он помогает в тяжелый период выздоровления возместить дефицит наркотика в организме.

Вообще путешествия по башкирскому  Зауралью это кладезь для любителей геологии и коллекционеров горных пород и минералов.

В глубокой древности, в домах богатых римлян стояли изумительной прозрачности, величиной с голову ребенка, шары, выточенные искусными рабами-ремесленниками из целых кристаллов горного хрусталя, которые вывозились из « погребов» Швейцарских Альп и далеко южного острова Мадагаскар.

Эти хрустальные шары обладали чудесным и загадочным свойством. В жаркие дни, когда нещадно палило солнце и ни тень пышных садов, ни опахала рабов, ни ледяная вода не приносили облегчения, достаточно было положить  ладони на шары, как целительная прохлада входила в разгоряченное тело, прояснялись мысли человека, укреплялась воля.

Если же оставить такой шар на солнце, то солнечные лучи, пройдя сквозь него, собирались в слепящую точку, которой можно было обжигать раны при их врачевании.

Так, еще много столетий назад люди начали использовать  некоторые свойства горного хрусталя, одного из самых удивительных  созданий природы.

Древние греки считали горный хрусталь окамевшим льдом, превращенным в камень по воле  божественной силы. Да и само слово «кристаллос» - по-гречески означает лед.

Через четыреста лет после Аристотеля знаменитый римский ученый и писатель Плиний-старший написал дошедшие до нас слова, исполненные высокой поэзии: «Из небесной влаги и чистейшего снега должны рождаться хрустали».

В дальнейшем стали самостоятельно  существовать два слова, два понятия: кристалл, то есть минерал, имеющий природную форму многогранника, и хрусталь. Горный хрусталь - прозрачный кристаллический кварц, соединенный одной частицы элемента кремния с двумя частицами кислорода. Название «кварц» введено в минералогическую литературу в 1529 году Агриколой  - немецким врачом, металлургом и минералогом, жившим более четырехсот лет назад в Чехии и Саксонии.

На фото: Мой ученик и друг Рамиль Хасанов с кристаллом кварца в руке – как реалии его существования на Сакмаре.Кварц - самый распространенный минерал. Из него состоит около 65 процентов земной коры. Он входит в состав многих других минералов и горных пород, которые называются силикатными. Из-за того, что основной элемент кварца - кремний - изображается значком, который именуется «силиций».

Сам кварц как самостоятельный минерал имеет много разновидностей. Горный хрусталь, дымчатый кварц, или как его раньше называли раухтопаз, лимонно-желтый цитрин, прелестный фиолетовый аместист, плотный беловатый кварцит, разных цветов и оттенков, просвечивающий в тонких пластинках халцедон, и другими многочисленными разновидностями. Например, кремень, агат, яшма и еще  десятки других видов.

Горный хрусталь, аметисты и самоцветы находят в так называемых пегматитовых жилах, прорезающих толщину земной коры. Пустоты в которых они находятся, называют «хрустальными погребами»,  занорышами или  продушинами. Иногда кристаллы горного хрусталя достигают гигантских размеров. Известен кристалл с острова Мадагаскар окружностью в 8 метров. Из громадного кристалла горного хрусталя с острова  Бирмы японцы выточили шар диаметром более метра, весом в полторы тонны.

В Венском художественном  музее хранится флейта из горного хрусталя, изумительной красоты отделки и художественным тоном звука.

В Московской Оружейной палате находится хрустальный самовар, принадлежавший Петру Первому.

Горный хрусталь обладает интереснейшими и очень ценными для науки и техники свойствами. Он тверд и прочен, на него не действует ни одна кислота (за исключением плавиковой), обладает хорошей теплопроводностью и высокой температурой плавления.

Пластинка из горного хрусталя или выплавленное из чистого кварца стекло свободно пропускает ультрафиолетовые лучи. А если стакан из кварцевого стекла накалить докрасна и бросить  в ледяную воду, он не растрескается, как обыкновенное стекло, а останется целым. Из такого стекла изготовляют трубы, которые не ржавеют, ткани, которые не гниют. Делают вату, шифер, газостекло и многое другое. Даже при изготовлении силикатного кирпича используются  молотый кварц, накрепко сцементированный известью.

Думается, что вам повезет в поисках хрусталя – прекрасного подарка близким, и памяти о реке Сакмаре.

На фотографии изображен мой ученик и друг Рамиль Хасанов  с кристаллом кварца в руке – как реалии его существования на Сакмаре.

Зауральское лето обычно сухое. Легкие дождички - редкие гости. Пронесутся они накоротке, и высокое небо вновь задышит жаром. Светлые вечера совсем не потухают, того и гляди встретятся с утренними зорями. Про июнь в народе говорят, что он зори сближает.

Если ваш поход проходит весной по полой воде то приставать к этой поляне следует загодя, начиная от скалы стоящей перед ней.

А теперь продолжим наше путешествие.

Сразу за поляной нас ждет перекат, а за ним несколько шивер. Река клокочет, мечется, разбивая в ярости свои струи о скальные уступы. Особую строптивость проявляет она на втором и пятом километрах от Караяновки. Здесь прячутся под пеной шивер и  показывают острый оскал многочисленные камни.

Вход в первую надо начинать от невысокого скального обнажения правого берега. Летом почти в ее середине находится остров, поросший мелким кустарником. Левая протока непроходима. Войдя в правую протоку, следует держаться ее середины, а затем уйти к левому берегу. Но, как известно, весеннее половодье может образовать совершенно новые протоки, мели и острова. Поэтому следует внимательно следить за речным  руслом.

Вскоре река вроде бы успокаивается, но как обманчиво это спокойствие! За гладью плеса начинается сложная шивера. Перед ее прохождением советуем сделать разведку, выбрать оптимальный путь. Надо помнить, что без сложного хода  судна «серпантином-змейкой» она не проходится. Разведка пути проводится вдоль правого берега.

За этой шиверой Сакмара делает крутой поворот на запад, образуя две короткие, но мощные шиверы, похожие на пороги, и, поворачивая влево, на юг, усмиряется, израсходовав там последние силы. Река постепенно расширяет берега, отодвигает отроги хребтов в стороны. Плесы сменяют друг друга. Вместо галечных, по весне невидимых островов все чаще встречаются большие, поросшие лесом.

 ДРЕВНЯ ЯНТЫШЕВО

За деревней Янтышево, стоящей на левом берегу, Сакмара меняет свое южное направление на западное. И так продолжает свой путь вплоть до впадения в нее правого и основного  притока — реки Зилаир. Километрах в двух ниже Янтышево, на высоком правом берегу Сакмары стоит небольшая деревенька Акназарово, близ которой находится мост и удобное место для ночлега в устье реки Бирмасбаш.

Пожалуй, все народы, живущие в России, выделяются своим гостеприимством. Башкиры не исключение и свое гостеприимство объясняют так.

Когда был создан мир, расселились люди в разных местах и стали жить да поживать.    Каждому народу был дан свой язык, своя одежда, своя пища. Когда все необходимое было уже распределено, бог оповестил все народы: «В такой-то день прибудьте получить свои праздники».

Каждый народ отправил к богу самых расторопных людей. Явился к нему человек из башкир. На долю каждого из посланцев выпало по пять праздников. Взяли они их с собой, погрузили на телеги и пустились в обратный путь.

По пути домой у башкира сломалась ось тележного колеса. Что было делать. Нельзя же попросту оставлять на дороге полученные от бога праздники. И вот один за другим стал передавать башкир свои праздники соседям, а сам бросил телегу и отправился дальше верхом на коне.

Повсюду начались празднества. Повсюду веселье, смех да песни. И только на башкирской земле тишина да покой. Невесело людям - ибо нет у них никаких праздников. Что делать? Не в силах ничего другого придумать, решили башкиры вновь отправить к богу этого человека.

Когда тот явился к всевышнему, тот мирно почивал. Даже не взглянув на пришедшего, стал его спрашивать:

- Кто такой?

- Я из страны башкир.

- Я ведь уже раздал, что можно было раздать. А тебе что надобно?

- Так и так, о, владыка, нет у нас праздников. На обратном пути сломалась у меня телега, вот и раздал я подаренные тобою праздники другим людям. Невесело в нашей стране. Нужны нам праздники, о, владыка!

Вскочил Бог с места и сказал так:

- Кончились у меня праздники. Если праздники вам очень нужны, то приглашайте гостей. Пусть каждый из них  принесет с собой праздник.

С тех пор приглашение в гости стало у башкир народным обычаем. Пришел гость - значит, пришел в дом хозяина и праздник, так и укоренилось у башкир их ду­шевное гостеприимство.

И сейчас, идя в гости, они с собой обязательно несут подарок - так называемый «кустаныш» (баш. Күстәнәс). С пустыми  руками не принято ходить в гости. И этот обычай не ходить  в гости с пустыми руками  переняли у башкир все жители республики, несмотря на их национальность и веру.

Пройдя по ручью метров 40 вверх, вы увидите трехступенчатый водопад. Общая высота его чуть более четырех метров. Вода с двух верхних ступеней падает приблизительно с одинаковой метровой высоты, а  с нижней — более чем с двух метров. В шести километрах ниже Акназарово с левого берега впадает ручей Ябол и слышен шум падающей воды. Пройдя по ручью метров 40 вверх, вы увидите трехступенчатый водопад. Общая высота его чуть более четырех метров. Вода с двух верхних ступеней падает приблизительно с одинаковой метровой высоты, а  с нижней — более чем с двух метров. С веселым звоном устремляются они в бурлящий водобойный котел образующий небольшое, но красивое озерцо.

Перед устьем реки Зилаир встречается ряд островов, проходимых преимущественно левыми протоками. Склоны речной долины все дальше и дальше уходят от реки, а потом, как бы спохватившись, вновь возвращаются к ней красивыми обнажениями сургучных и мясокрасных яшм.

Скоро конец маршрута. Река смиренно катит свои воды, изредка ворча на галечных перекатах. Часто встречаются большие острова, поросшие лесом. Некоторые протоки завалены упавшими деревьями. В таких местах требуются обносы. Степная ширь властвует по обеим берегам реки. Все чаще начинаются встречаться табунки лошадей, предвещая о недалекой деревне.

Степи это бескрайний разноцветный ковер. Он разный. По весне они буро-рыжие с крапинами пробивающейся молодой зеленью пахучих трав. Но может оказаться и золотисто-зеленым, пестротканым от цветущих трав. А может одеться и в седую одежду, сотканную из тонких нитей созревшего ковыля. И тогда, отбеленная лучами солнца, колышется она нескончаемым полотном, неспешно простираясь к далекому горизонту, где легким облаком, как бы целуясь с ним, сливается с небесной синью.

Весной, на покатых коренных берегах Сакмары, расцветает горицвет. Его ярко-желтые цветы, словно маленькие солнышки, невольно привлекают к себе внимание. Сидят крепко на упругом ограненном стебле. Окружены  мягкими и узкими  листьями, на первый взгляд, похожими на зелень молодого укропа. И, кажется, что вспыхнет склон огненным цветом, загорится, полыхнет желтым пламенем вдоль опушки леса, и унесется с ним  столь долгожданное весеннее тепло.

Обогрелись цветы под щедрыми лучами солнца, потянулись вверх стеблями, набирая целебную силу. Цвет их чист и возвышен. Кажется, что красотой своей они готовы спорить с самим солнцем. Еще бы, в центре каждого цветка золотилось пусть крошечное, но свое солнышко. Именно их и окружали расходящиеся во все стороны лучики лепестков, каких не бывает у настоящего всемогущего светила.

В  деревне  Большеабишево,  расположенной  на  левой надпойменной террасе, можно пристать. В ней есть магазины, почта, телеграф.

Степная ширь властвует по обеим берегам реки. Все чаще начинаются встречаться табунки лошадей, предвещая о недалекой деревне.

Сакмара, что показывала свой строптивый характер, вырвалась из объятий гор в степные просторы. Излучины ее стали пологими, степенными. Спортивного интереса она больше не представляет, но остается по-прежнему своеобразно красивой.

Через эту деревню проходит шоссейная дорога, идущая в Акъяр, Сибай, а далее куда душе угодно.

Последний вечер. Спокойно плещутся сонные волны Сакмары. Как бы нехотя,  омывают они бока замшелых береговых круч и валуны-голыши, раскиданные по речному раздолью. Расплескалась по небу прощальными всполохами вечерняя зорька, покрывая  речную долину мягким  закатным светом. Речная рябь неспешно гонит воду от одного берега к другому. И там, в тиховодье, откладывает частицы ила, принесенные с противоположного берега, и не спеша образует новую молодую отметину – остров в русле Сакмары.

Чуть позже, как бы напоследок, величаво покажется в небе Луна и поплывет, провожая вас над засыпающей рекой, угасающих искрах прощального костра и песней – непременным атрибутом туристов-путешественников.

Туманное утро умоет напоследок травы, оставит на них росяную купель и улетит высоко, высоко в небо оставив у вас теплые воспоминания о маршруте, товарищах – таких разных, но близких по духу.

Вот и пройден один из красивейших и довольно сложных маршрутов, позволивший прикоснуться к истории края и несметному богатству башкирского Зауралья. Маршрут, сдруживший своей суровой красотой людей, порою, разных профессий, возраста и туристской подготовки.

Я много раз ходил этим маршрутом. Видел Сакмару в солнечном сиянии, суровую непогодь и ледяную купель нежданно  не гадано свалившуюся на нас мгновенно с посуровевших скальных речных щек. Все бывало за полвека знакомства с этой рекой-красавицей. Но именно непредсказуемость ее весеннего характера делает Сакмару наиболее привлекательной, на порогах брызжет адреналином, снимает «стружку» с тех, кто хотел бы по-панибратски с ней обойтись. Река,- как, горы, пещеры и скалы не любят панибратства. Они требуют уважения и обращения к ним на Вы!  Счастливого путешествия!

ЛОЦИЯ РЕКИ САКМАРА   Автор: мастер спорта СССР по туризму, заслуженный путешественник России, Марушин В.А. При использовании лоции и сведений ссылка на автора обязательна.

ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА


ОБ АВТОРЕ

МАРУШИН ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Марушин Вадим Александрович. Заслуженный учитель России и Башкортостана, мастер спорта СССР по туризму, Действительный член Русского географического общества, Почетный краевед РБ, член Союза журналистов РБ. Заслуженный учитель России и Башкортостана, мастер спорта СССР по туризму, Действительный член Русского географического общества, Почетный краевед РБ, член Союза журналистов РБ.

Победитель городского конкурса «Лицом к лицу» в номинации «За заслуги перед городом». Победитель Всероссийского конкурса среди лучших учителей России 2010. Два высших и одно среднее специальное образования. Окончил лесной факультет БСХИ, географический факультет БГУ и Уфимское училище искусств по классу баяна. Автор более 80 книг и публикаций по туризму, экологии, географии и краеведению. В том числе серий книг: «Где отдыхать уфимцам», «Родные просторы», «Уфимское семигорье», «Чудеса за порогом дома твоего». Многих туристских путеводителей среди них - «Башкирия туристская», «Пять путешествий по реке Инзер», «На поклон к Иремелю-батюшке», «К Стерлитамакским шиханам-окаменевшей памяти древнего моря», « К жемчужине Урала-пещере Шульган-таш». Книги «Толковый словарь туриста Башкортостана», составление которой заняло 35 лет. В содружестве с известными фотографами издал краеведческий фотоальманах «Башкортостан – край восходящего солнца». Первым среди географов и краеведов РБ выявил и обосновал расположение города Уфы на семи холмах и ввел географическое понятие «Уфимское семигорье». Первым нашел точное местоположение водопада Атыш и указал его на карте. Создал научную гипотезу формирования карстовой системы водопада в горе Яш-кузташ. Открыл ряд пещер, в том числе пещеру «Заповедная» с черепами пещерных медведей. Является первым председателем МКК города Уфы и республиканской МКК детского туризма МО РБ. Туристский стаж более 50 лет. Работник системы «Баштур» с 1960 года. Первый председатель комиссии по пропаганде туризма и экологии «Баштура». Старший инструктор-методист высшей категории. Руководитель ряда Всесоюзных семинаров по подготовке инструкторских кадров. Разработчик тематических экскурсий по городу Уфе и сопроводительных автобусных экскурсий для туристско-экскурсионных бюро «Баштура». В настоящее время работает учителем географии в средней школе г. Уфы.


 

 

ГОСТИ | ДРУЗЬЯ

Почетные гости и друзья.

ПАРТНЕРЫ

 

Группа компаний "БУЛАТ"

РОО "БЛАГОМИР"

  

ПОЛНЫЙ СПИСОК >>>

  

 

"ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ". ФотоЖурнал. 2020 г.

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
является бессменным
партнером Федерации
СБЕ (ММА) РБ

КОНТАКТЫ

Республика Башкортостан,
г.Уфа, ул. Мустая Карима, 41
Тел. +7 (347) 266-77-76
E-mail: yapatriotrb@yandex.ru
На карте: >>> Открыть карту

 


"Я ПАТРИОТ" РБ в Вконтакте!"Я ПАТРИОТ" РБ в Ок!ОффКанал "Я ПАТРИОТ" РБ в Ютуб!

РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ - победитель второго конкурса 2020 года Фонда президентских грантов!

Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации
 
"Патриотизм –  это и есть национальная идея. И другой объединяющей  идеи, кроме патриотизма, быть не может!"
В.В. Путин

Посмотреть видео выступления

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ

 

Проекты РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
Читальня патриота
bessmertniy polk emblema
Герои моей Отчизны!
Города-герои СССР
Конкурсы и акции
Электронный вариант книги о РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" РБ
 Официальный канал на Ютубе | Official channel in YouTube
dzen marushina
Яндекс.Метрика

Наши координаты

Российская Федерация, 450094
Республика Башкортостан, 
г.Уфа, Пр.Октября, 85/2
Тел.: +7(347)266-77-76
E-mail:
 
 Земной шар - наш общий дом!
 

Правовая информация.

© Все права защищены. РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан. При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на источник обязательна. Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Все сообщения РОО ГПВ "Я ПАТРИОТ" Республики Башкортостан предназначены для пользователей старше 18 лет.