Легендарный летчик Муса гайсинович Гареев родился 9 Июня 1922 года в деревне Илякшиде, ныне Илишевского района Республики Башкортостан, в семье крестьянина. Окончил 2 курса техникума наркомата путей сообщения в 1940 году. В том же году призван в Красную Армию. В 1942 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.
С Сентября 1942 года в действующей армии. Воевал в составе 225-го и 505-го штурмовых авиационных полков. Участник боёв под Сталинградом, в Донбассе, Крыму, Польше, Германии, освобождения городов Белоруссии - Борисова, Витебска, Орши, Могилева, Минска, Гродно.
К Августу 1944 года командир эскадрильи 76-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Гвардии капитан М. Г. Гареев совершил 164 боевых вылета, проявив мужество и отвагу.
23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
За совершённые к Марту 1945 года 207 боевых вылетов 19 Апреля 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".{jcomments on}
Всего выполнил около 250 успешных боевых вылетов на бомбометание, штурмовку узлов сопротивления, аэродромов, кораблей, скопления войск и техники противника. В воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта.
После войны командовал авиационным полком. В 1951 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. В 1956 году ему присвоено воинское звание Полковник. Жил и работал в городе Уфе, председателем республиканского комитета ДОСААФ. Депутат Верховного Совета СССР 2 - 4-го созывов. Автор сочинений: "Штурмовики идут на цель", "Ветераны остаются в строю" и других. Умер в 1987 году.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (трижды); медалями. Броззовый бюст установлен на родине дважды Героя.
* * *
Муса Гареев прожил всего 65 лет, умер в Уфе в 1987 году, но когда думаешь о том, что в огненные дни и ночи жестокой войны он совершил на штурмовике 250 боевых вылетов, каждый из которых в любой момент мог оказаться последним, понимаешь истинную цену этой жизни.
Начав войну сержантом, рядовым лётчиком, Муса Гайсинович закончил её в Германии Майором, штурманом Гвардейского авиационного полка, дважды Героем Советского Союза. В кадры Военно - Воздушных Сил его зачислили в Декабре 1940 года. Первый свой боевой вылет на Ил-2 Гареев выполнил в 1942 году над пылавшим Сталинградом. Несмотря на огромное количество зенитной артиллерии врага, а в воздухе преимущество было за самолётами противника, Муса летал уверенно, успешно выполнял боевые задания.
Молодой, ещё необстрелянный лётчик, он в Сталинградской битве совершил 9 боевых вылетов на железнодорожные станции, аэродромы и передний край обороны противника. Бесспорно, они были страшными, но необходимыми в закалке его как лётчика. Там Гареев получил первую, наверное, самую дорогую боевую награду - медаль "За отвагу".
В небе над придонскими степями прошёл следующую ступень мастерства и воинской доблести. Как безусловно отличившемуся в этих боях, молодому лётчику было присвоено офицерское звание, он был награждён первым боевым орденом - "Красная Звезда". Пришло и повышение в должности: стал командиром звена.
Однажды, это было ещё в первый год его пребывания на фронте, разбомбив железнодорожную станцию противника, эскадрилья легла на обратный курс. Уж недалеко осталось и до переднего края. Задание успешно выполнено, настроение у лётчиков хорошее. Машинально Муса окинул взглядом окрестности. И вдруг заметил, как ниже него 2 вражеских истребителя, пристроившись к хвосту машины командира эскадрильи Буданова, нагоняют её. А тот, ничего не подозревая, ведёт себе самолёт спокойно.
Муса посмотрел вверх: сопровождающие "Яки" летят своим курсом. Как быть ? Муса решил атаковать истребителей. Правда, их скорость больше, чем у штурмовика, но Муса летит выше них, и можно спикировать и открыть огонь. И "Ил" метеором полетел вниз. Немец, чьё внимание было приковано к самолёту Буданова, не успел заметить опасность. Вот он уже на прицеле. Муса нажал гашетки, и "Мессер", вспыхнув, пошёл вниз...
В период боёв за освобождение Донбасса Муса Гареев получил звание Лейтенанта. Летал по 3 - 4 раза в день на штурм отступающих вражеских колонн, снижаясь до бреющего полёта, уничтожал живую силу и технику противника. В один из боевых дней Гареев шестёркой "Илов" на аэродроме противника уничтожил до полутора десятков немецких самолётов.
На Южном и 4-м Украинском фронтах в должности заместителя командира авиационной эскадрильи Муса Гареев с высоким мастерством водил группы, личным примером увлекая за собой ведомых, в боевой обстановке учил подчинённые экипажи наносить бомбовые и штурмовые удары. Тогда он совершил 95 успешных боевых вылетов, показывая образцы личной храбрости и преданности священному делу защиты Отечества.
В боях за Крым и город Севастополь Гвардии старший лейтенант Гареев ( к тому времени полк стал именоваться 76-й Гвардейский ШАП ) 15 раз летал на штурм вражеских аэродромов, уничтожение плавсредств противника, где, как писала армейская газета, "каждую секунду ему грозила смерть".
Над небом Белоруссии и Литвы эскадрилья Гвардии капитана Мусы Гареева произвела 655 боевых вылетов, не имея ни одного случая потери ведомых экипажей. В его лётном документе появляется новая запись: "В бою решителен, смел и вынослив. В любой воздушной обстановке наносит врагу большой урон в живой силе и технике".
В конце 1944 года командир эскадрильи 76-го Гвардейского штурмового авиационного полка 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта Гвардии капитан Муса Гареев "за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими оккупантами", за успешно произведенные 164 боевых вылета на самолёте Ил-2 был представлен к высшей правительственной награде - присвоению звания Героя Советского Союза.
В дни прорыва группировки немецких войск в Восточной Пруссии, командуя эскадрильей, Гвардии майор Гареев показал себя мастером штурмовых ударов. Характерен такой пример. В небе Пруссии 5 раз приходилось ему вести воздушные бои с превосходящими силами противника. На его счету было уже более 200 боевых вылетов.
Февраль 1945 года в Восточной Пруссии начался с сильных метелей и снегопадов. Сначала температура снизилась до 20 градусов мороза. А потом наступила оттепель. Начались дожди со снегом. Трудно было летать. Наиболее опытные лётчики ежедневно малыми группами вылетали на "свободную охоту". Они неожиданно появлялись над колоннами боевых машин и пехоты противника, обстреливали железнодорожные составы, мосты, артиллерийские батареи.
В штабе полка на случай нелётной погоды с вечера составлялись различные варианты вылета на "охоту". Лётчики заранее знали направление полёта, состав групп, характер цели и так далее. Утром задание уточнялось.
В этот день Муса получил приказ двумя парами вылететь на "охоту" на вражеских артиллеристов. Заревели моторы, и сквозь снежную мглу штурмовики пронеслись над передним краем. Вот и вражеская территория. С земли начали бить зенитки, вокруг самолётов появились дымки разрывов. То взмывая вверх, то проваливаясь вниз, штурмовики углубились в тыл врага. Неожиданно за стёклами кабины засияло солнце. Впереди и вокруг небо было чистым, светлым.
"Вот тебе и метеослужба..." - подумал Муса и тут же под собой увидел вспышки выстрелов: дальнобойная артиллерия противника вела методический огонь. Муса нажал на кнопку передатчика:
- Иду в пике, - сказал он. - Будем заходить по очереди.
Разбомбив батарею противника, легли на обратный курс... До переднего края было близко, летели спокойно. Но вдруг показались немецкие истребители. Муса насчитал их больше 20.
- Братцы, боя не миновать. Развернёмся.
И началась настоящая карусель: самолёты кружились, взмывали вверх и со свистом падали вниз. Воздух гудел от шума моторов и грохота выстрелов. Вдруг один из "Мессеров" оторвался от других и, стреляя из пушек, пошёл прямо на Мусу. Это случалось редко: немцы хорошо знали Ил-2, его огневую мощь, бронезащиту и обычно стремились избегать встречи в лоб один на один со штурмовиком.
Муса тоже открыл огонь и, не меняя курса, стал приближаться. Две машины с огромной скоростью пошли друг на друга. Секунда, другая - и от страшного удара оба разлетятся на куски. У кого выдержат нервы, тот и победит.
Муса в судорожном напряжении продолжал нажимать на гашетки. В последний миг немец круто взметнулся вверх. Советский лётчик проскочил, прошив вражескую машину. Когда Муса развернулся, она уже падала вниз, оставляя за собой чёрный шлейф дыма.
Вполне закономерно, в завершающий период войны 19 Апреля 1945 года Муса Гайсинович Гареев, штурман авиационного полка, "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками" награждается второй медалью "Золотая Звезда".
В один из дней Муса с товарищами несколько раз поднимался в воздух, помогая наземным войскам добивать окружённого врага. На аэродром прилетел утомлённый. Не успел он выйти из кабины и спуститься на землю, его окружили боевые друзья - лётчики, техники, солдаты.
- Поздравляем, Муса !
Множество дружеских рук подбросило его вверх.
- Со второй "Звездой" Героя тебя !
В ясный, солнечный день 1 Мая 1945 года на бетонной полосе военного аэродрома близ Ростенберга ( Германия ) перед строем полка командующий Воздушной армией Генерал - полковник авиации Т. Т. Хрюкин зачитал два Указа о присвоении звания дважды Героя Советского Союза и привинтил к гимнастёрке Гареева сразу 2 "Золотые Звезды": Мусе ещё 23 Февраля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза, но в горячие дни боёв ему не успели вручить "Золотую Звезду" и орден Ленина (его стрелок - радист Александр Кирьянов закончил войну полным кавалером ордена Славы ).
В тот счастливый день в полку лётчика ожидал ещё один сюрприз. Командир полка вручил герою сразу 2 ордена - Александра Невского и Отечественной войны I-й степени.
На другое утро к штурману полка Мусе Гарееву зашёл заместитель начальника штаба Иван Шевчук.
- Ребята жалуются: немецкие зенитки здорово мешают работать. Ударить бы по ним. Да не все у меня уточнены. Новых батарей много... Слетать бы. За стрелка сам пойду. Буду наносить батареи на карту.
Штурмовик поднялся в воздух и взял курс в направлении Пиллау - Данциг. И вот они над целью. Муса начал бросать машину из стороны в сторону, от батареи к батарее, вызывая огонь на себя. Вокруг разрывались снаряды, по машине забарабанили осколки. Муса услышал в ушах голос Шевчука:
- Обшивку сорвало. Смотри, не перестарайся...
- Ничего, друг, поработаем ещё.
Самолёт то камнем падал вниз, то с воем устремлялся за облака. Уже разбомбили несколько немецких батарей, расстреляли колонну пехоты, а Муса всё нажимал и нажимал на гашетки...
Домой вернулись на искалеченной машине, усталые, но довольные. Это был последний, 250-й боевой вылет Мусы за войну. 251-й вылет был в Москву.
Муса Гареев вместе со своими однополчанами сражался с врагом под Сталинградом, в Крыму, на Украине и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в Польше и Германии. Прошёл боевой путь от рядового лётчика до командира эскадрильи, штурмана полка. Путь тяжёлого и опасного лётного труда.
9 Мая ликующая от счастья толпа москвичей сопровождала Мусу от Красной Пресни до Красной площади. А через несколько дней на У-2 они с Сашей Кирьяновым кружились над зелёным полем у Таш - Чишмэ, подыскивая место для посадки... Муса Гареев возвращался на родину...
В послевоенные годы Гвардии полковник М. Г. Гареев командовал авиационным полком, окончил Военную академию имени Фрунзе и Академию Генерального штаба. В эти годы он освоил новейшие типы самолётов, вновь бороздил воздушные просторы, совершая ответственнейшие авиарейсы за пределы Советского Союза, имея на борту высших военных чинов и государственных деятелей страны. Муса Гайсинович неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Башкирской АССР.
Последняя военная должность М. Г. Гареева - председатель Башкирского обкома ДОСААФ. Здесь в 1965 - 1977 годах он проявил себя умелым организатором военно - патриотического воспитания подрастающего поколения. И когда ушёл в отставку, находился в гуще людей, главным в его деятельности было воспитание будущих защитников Отечества. Этому святому делу герой посвятил множество статей в периодической печати и ряд книг, в том числе "Сегодня подросток, завтра - воин", "Штурмовики идут на цель", "Страницы жизни и подвига", "Ветераны остаются в строю".
В Уфе, на бульваре Славы, на высоком гранитном постаменте установлен бронзовый бюст дважды Героя, перенесённый в 1967 году из родной деревни Мусы Гайсиновича Илякшиде. На доме № 4 по улице Энгельса, где жил Герой, имеется мемориальная доска. Могила Гареева - в парке Победы на берегу Белой. Его имя носит пассажирский теплоход Речного Флота.
Несмотря на громкие заслуги и награды, прославленному лётчику удалось не заболеть ни одной из звёздных болезней. Если откровенно, он не любил, да и, кажется, не умел рассказывать о своих подвигах. А когда случалось такое, то в рассказах чаще всего можно было слышать слово "работа" или "труд" - так он нередко называл свою яркую боевую службу, ратный труд на фронте.